Игорь Шафаревич. Духовные основы российского кризиса ХХ века

Aug 13, 2015 16:03



Игорь Ростиславович Шафаревич, выдающийся русский ученый, математик и мыслитель, академик РАН, является, по - моему, одним из самых ярких и глубоких русских умов современности. В свое время, в конце 1980-х годов прошлого столетия, две его опубликованных относительно массовым тиражом работы, - «Русофобия» и «Социализм как явление мировой истории», имели большое влияние на русских национально мыслящих интеллектуалов. Обе книги сразу стали цитировать в популярных публицистических статьях, как с нашей, так и с противоположной стороны. Имя Шафаревича прозвучало тогда звучно и широко.
Написанные «в стол» еще в годы расцвета советской власти в СССР, эти научно - публицистические сочинения Игоря Ростиславовича содержат в себе огромное количество исторических сведений и фактов. Математический ум позволил их автору собрать и очень коротко систематизировать то, что до него было мелким бисером рассыпано в трудах разных авторов, и найти немало новых доказательств теории противостояния России и Запада.
Труды Шафаревича отличаются в лучшую сторону от многословных и часто нафантазированных по содержанию томов, например, Олега Платонова. Книги ученого - математика являются яркой иллюстрацией того, что краткость, действительно, является сестрой истинного таланта. В них безупречно доказано, что Социализм, как теория борьбы человека с Богом и превращения общества в сообщество живых машин и механизмов, возник не под пером Маркса и Ленина, а в различных формах существовал на земле, и в теории, и на практике, еще в древности и в античные времена. А Русофобия, как внутренняя ненависть ко всему русскому, возникла и культивировалась в западном обществе не в силу субъективных причин, а на основе борьбы различных культурно-исторических типов развития человечества.
Там же была разработана блестящая теория «малого народа», который противостоит народу большому, которая должна стать основой понимания того, что происходит в нашей стране, для каждого русского националиста. Очень рекомендую читать работы Игоря Ростиславовича Шафаревича всем русским людям.
Небольшая брошюрка под названием «Духовные основы российского кризиса ХХ века» была издана в Москве в 2001 году тиражом 10 000 экземпляров на основе лекций, прочитанных ее автором в Сретенском высшем православном монастырском училище. Она не стала столь же известной, как, например, «Русофобия» - но в этом нет вины самого ученого. Просто русское общество, в период «перестройки» активное, энергичное и ищущее знаний, к тому времени стало более серым, приземленным и материалистичным. Таким оно остается, к сожалению, и сейчас. Пока остается.
Я решил отреферировать текст Игоря Ростиславовича потому, что это очень глубокий концептуальный взгляд на историю России и нашу современность. А ум Шафаревича стоит того, чтобы популяризировать его идеи. Мне удалось с ним встретиться лично всего дважды - но этого достаточно, чтобы составить мнение об уровне личности.
Неизбежные в некоторых случаях комментарии и пояснения к мыслям Игоря Шафаревича я постарался как можно четче отделить от его текстов. Надеюсь, данная работа не останется безполезной и послужит нашему русскому делу. Пока теоретически.
Игорь Артемов


Начну с цитаты, с которой начинается брошюра Шафаревича. Это - его общий взгляд:
« Нет никакой необходимости аргументировать, что ХХ век был веком кризиса для России. Для русского народа это был век поражения, по глубине своей сопоставимого только с тем, которое он пережил в ХШ веке, при монгольском завоевании… Это было даже не одной катастрофой, а серией катастроф: сначала в гражданскую войну и террор был уничтожен образованный класс. Культура начала создаваться в значительной мере заново… Было уничтожено свободное русское крестьянство, основа, на которой стояла Россия. Война, по ярости и кровопролитности не имевшая прецедента в русской истории, была выиграна с колоссальными потерями. А потом все достижения победы были утеряны. Россия распалась на части и русский народ переживает демографический кризис, который ставит под угрозу его существование».
По мнению автора, главной опасностью, «жалом во плоти» для русской истории последних веков, была и остается целенаправленная антирусская деятельность Запада. И физическая, и идейная.
На Западе возник совершенно новый тип общества. Антихристианский под видом христианства. Это не был капитализм - так как капитализм - «капитал, рынок, наемные рабочие и массовое производство на экспорт - все это существовало и в Вавилоне, и в Риме, и в других обществах». Это общество, основанное на идеологии «избранности» отдельных людей, групп, даже наций. В кальвинизме это названо предопределением. В противоречии с Новым заветом, его идеологи считали, что человеку, для спасения его Души, не нужны добрые дела. Так как Бог заранее предопределил, кто будет спасен, а кто обречен на гибель.
По своим корням эта идеология не христианская, а иудейская, ветхозаветная. Именно евреи несут идею своей, якобы, «особой богоизбранности» на протяжении всей истории. По мнению ученых, такое мировосприятие сегодня активно присутствует в психологии политических элит США и Западной Европы. И стремительно распространяется в правящих кругах РФ.
На Западе идея «богоизбранности» и предопределения судеб каждого, не породила, однако, ни пассивности, ни лени. Напротив, западное общество создало очень активную, деятельную, материально результативную цивилизацию, поставившую себе цель победить природу и механизировать все сферы человеческой деятельности. Жизнь в нем построена не на духовном, а на рациональном начале. К внешнему миру культивируется не познавательное, а агрессивное, волевое, завоевательное отношение.
Одна из самых антихристианских основ западного мира - непроизводительная, спекулятивная деятельность, ростовщический процент. «Отчаянная ярость Католической церкви была направлена именно против ростовщичества… не только мирянин не допускался к причастию, если он замечался в ростовщичестве, но и священник лишался сана».
К сожалению, сегодня ростовщичество, банковский процент, лежат в основе не только экономики Запада, но России и всего мира.
Православный мир, центром которого примерно с ХVвека становится Россия, шел по другому пути развития. В основе нашей экономики лежало свободное крестьянское хозяйство. Не было теории предопределения, но действовал принцип, что каждый человек, греховный по своей природе, может быть спасен за свои добрые дела. В сфере науки и техники Россия не отрицала Запад полностью, но использовала некоторые его достижения, соединяя их с собственными.
На Западе была разработана идея прогресса. Суть ее в том, что человеческое общество развивается по одной линии и только вперед. Все, что стоит на пути прогресса, должно, по этой теории, безжалостно уничтожаться. Но в мире есть и другие теории развития - цикличность, то есть движение по кругу, и развитие от рая (в прошлом) к упадку, регрессу, аду в будущем.
Шафаревич коротко разбирает книгу русского ученого 19 века Николая Яковлевича Данилевского «Россия и Европа», который первый в мире сформулировал идею о том, что человечество развивается не по одной линии, а разными культурно - историческими типами. Запад он называл германо - романским типом. Россию считал основой славянского типа развития. Идеи Данилевского в ХХ веке активно развивали такие ученые как Тойнби и Шпенглер.
Игорь Шафаревич справедливо пишет, что марксизм и большевизм, пришедшие к власти в России в 1917 году, являются не антизападными, а самыми радикальными, жестокими и кровавыми формами западной антихристианской идеологии. Марксизм тоже видит общество как большую машину, в которой «избранные» управляют «винтиками». Марксизм отрицает человеческую личность и Бога. Марксизм стремится, завоевать и покорить природу. Марксизм ненавидит крестьянство и любой частный свободный труд. По определению Бухарина, коммунизм, это «трудовая кооперация людей, рассматриваемых как живые машины в пространстве и времени».
То, что именно Запад был для советских коммунистов идеалом и образцом для подражания, видно из факта, что на протяжении многих десятилетий советской истории в СССР главным лозунгом было «догнать и перегнать капитализм». В теории коммунисты объявили капитализм загнивающим, отжившим обществом, но на практике именно ему они подражали и его стремились догнать и перегнать. Лозунг догнать капитализм они употребляли чаще, чем лозунг построить социализм.
Почему распался СССР? Ведь теория машины выгодна только тем, кто надеется стать машинистом. Быть шестеренкой и винтиком никому не выгодно.
Потому, что пока для коммунистов существовала опасность - от белогвардейцев, от крестьян, от Церкви, они были согласны на самоограничение. Управляя обществом, они отказывали себе лично в таком объеме материальных благ, которые имели капиталисты на Западе. Все знают, что Сталин, например, имел колоссальную власть, но не имел много личного богатства. Но когда коммунисты в СССР решили, что развитой социализм ими построен и обратного пути к монархической и национальной России больше нет, они потеряли стимул к самоограничению. Захотели жить так, как живут богатые люди на Западе. И СССР, как модель массового концлагря и огромной живой фабрики, распался.
Машинисты больше не хотели управлять этой машиной. Они захотели жить так, как их учителя на Западе. Поэтому ГКЧП, который имел в своих руках все рычаги власти в СССР, не сделал ничего для спасения «коммунистического отечества». Решение о ликвидации СССР было принять машинистами СССР.
В качестве антитезы западному обществу, построенному по типу машины, Игорь Шафаревич рассматривает общество, построенное на свободном труде мелких производителей (на земле и на производстве), которые объединены в различные формы добровольной экономической кооперации. Только свободный труд, личная собственность, необходимость постоянно принимать самостоятельные решения могут создать общество свободных людей. Элементы такого общества описаны в трудах русских академиков Чаянова и Кондратьева, расстрелянных большевиками.
Идеология этого общества должна основываться на русских православных ценностях, отрицать ростовщичество, эгалитарность и материализм.
Вслед за немецким ученым Шпенглером и многими другими, Шафаревич говорит о неизбежном крахе западной материалистической цивилизации. Отмечает агрессивность исламского мира, который борется за доминирование своего образа жизни не менее жестоко, чем европейский капитализм несколькими веками раньше. И надеется, вместе со всеми нами, что именно Россия может дать миру правильную альтернативу в будущем.
От себя добавлю, что на современном Западе немало людей, которые или умом, или чувством понимают тупиковость развития современного постхристианского общества. И ищут выход на пути возвращения к корням, к истинной Вере и христианскому образу жизни. И они, в отличие от правительств своих стран, являются нашими естественными историческими союзниками.

присоединиться к сообществу РОНС-информ! rons_inform


читайте материалы на сайте РОНС

Previous post Next post
Up