Что есть прогресс в эволюции? Поставим вопрос максимально широко: в ЛЮБОЙ эволюции, от биологической до исторической и до эволюции техники. Можно ли вообще дать для столь разнородных процессов одно общее определение? Если да, то оно будет звучать примерно так: прогресс - это постоянное расширение возможностей.
От более чем скромных возможностей какой-нибудь инфузории-туфельки - до возможностей человека разумного. От неандертальца и первобытного дикаря - до современного человека. От каменного топора и деревянного лука - до космической ракеты и спутника. Всюду мы видим одно и то же - постоянное расширение возможностей, повышение уровней свободы и вместе с тем сложности.
Иногда это может пугать - когда в наборе возможностей вдруг открываются такие опции, как атомный взрыв или применение химического оружия. Но хода назад нет. Нельзя заставить человечество забыть изобретение колеса, или интернета, или даже водородной бомбы. Ни одно из сделанных человечеством крупных открытий "закрыть" обратно уже не получится.
Впрочем, тут необходимо уточнение. Из школьного курса биологии (для тех, кто его ещё не забыл) известно, что в биологической эволюции есть два понятия для "эволюционных изобретений". А именно - понятия "ароморфоз" и "идиоадаптация". Ароморфоз - это подъем биологической организации на новый уровень, существенно расширяющий возможности организмов. Например, появление лёгких взамен жабр - это ароморфоз, позволивший животным заселить сушу. Идиоадаптация - это приспособление к более мелким, частным условиям, скажем, возникновение всего разнообразия зубной системы млекопитающих, которое позволяет бобрам грызть дерево, хищникам - хватать добычу клыками, а коровам - жевать траву. Таков результат идиоадаптаций.
Приспособления к мелким, частным условиям в ходе эволюции, конечно, могут быть потеряны и теряются постоянно. Но отменить случившийся ароморфоз уже невозможно. Например, животные никогда сами по себе не уйдут с заселённой ими суши в водоёмы, оставив сушу пустовать. Птицы и насекомые уже не покинут освоенную ими воздушную стихию. Это принципиально невозможно.
Точно так же обстоит дело и в исторической эволюции, с социальными изобретениями человечества. Мелкие, приспособительные изобретения, вроде принципов организации местного самоуправления у каких-нибудь инков, конечно, могут быть утрачены и теряются постоянно. Но крупные социальные изобретения - например, отмена рабства, равенство сословий, наций, рас, равноправие женщин, светскость государства, отмена телесных наказаний и т. д., которые существенно расширяют свободу человечества, не могут быть всем человечеством утрачены. Это просто невозможно, как бы ни старались и ни тужились отдельные идеологи-реакционеры.
Значит, и впредь нас ждёт дальнейшее расширение границ человеческой свободы, каким бы опасным и пугающим оно ни казалось и какие бы непредсказуемые возможности в себе не таило. Надо быть к этому готовым...
Так что же такое революция, с точки зрения вышесказанного? Это крупный "ароморфоз", выход общества на новый уровень свободы, качественное расширение его возможностей. Разумеется, в этом смысле революции человечеству и необходимы, и неизбежны. И - в главных своих достижениях - необратимы.
Не будет преувеличением сказать, что революция привлекает людей в первую очередь именно мечтой о свободе, расширении их социальных и иных возможностей. Достаточно проанализировать, например, песни предреволюционных лет. Тема свободы в них звучит постоянным лейтмотивом:
Мы светлый путь скуём народу,
Мы счастье родине куём.
И за желанную свободу
Мы все боролись и умрём!
Или:
Смело, товарищи, в ногу,
Духом окрепнем в борьбе.
В царство свободы дорогу
Грудью проложим себе.
Или:
Вы жертвою пали в борьбе роковой
В любви беззаветной к народу.
Вы отдали всё, что могли, за него
За жизнь его, честь и свободу.
Впрочем, нужно ли доказывать очевидное? Вот что недавно писал об этом блогер blanqi: "Что не поняли про СССР? - не поняли того, что советский социализм был дорогой к свободе человека. Что ограничения на политические свободы охраняли свободу личную... Общественное благо социализма - в личной свободе каждого. В свободе выбора пути и профессии, работы и увлечения - с материальным обеспечением каждого и любого выбора. В свободе от вечного мещанского страха "всё потерять", в свободе от удушающих забот о безопасности, от превращающей человека в скотину заботы о куске хлеба и крыше над головой. В свободе забыть о животном, чувствовать и мыслить по-человечески... Этого не поняли ни западные леваки, ни советские деревенщики. Здесь одинаково слепы евросоциалисты с их регламентациями и мурзы с их "государство-семья". Слепы горе-либералы - забывшие про корень либерализма, слепы горе-имперцы. Ослеп советский горе-народ."
Однако тут тоже необходимо одно важное уточнение. Революция несёт свободу, так сказать, двух родов. И "свободу народа", о которой поётся в приведённых выше строках песни, следует отличать от личной свободы. Вряд ли требуется объяснять, что такое свобода личности. А вот что такое "свобода народа"? Она позволяет обществу совершить то, чего оно прежде никогда не могло себе позволить. Сделать рывок в области технического, научного, экономического, культурного прогресса. Как писал поэт:
И планы, что раньше на станциях лбов
задерживал нищенства тормоз,
сегодня встают из дня голубого,
железом и камнем формясь.
Общество как бы переходит на новый, более высокий энергетический уровень, поднимается на ступеньку выше по лестнице прогресса. И эта свобода вступает в определенное противоречие со свободой личности. Тут можно сделать такое сравнение: альпинистам, чтобы покорить горную вершину, надо на время восхождения поступиться личной свободой, подчиниться строгой дисциплине... Но, совершив восхождение, они расширяют возможности и свои, и своего общества, и человечества в целом.
В России успешная революция в ХХ веке была только одна - в 1917 году. Как и всякую революцию, её можно описать как почти безграничное расширение всех и всяческих свобод. Личных, общественных, человеческих. Этакий взлёт самолёта или воздушного шара под самый "потолок" его высоты. Равноправие наций, женское равноправие, отмена государственной религии, смертной казни, призывной армии, тайной дипломатии, чинов и титулований, мундиров, орденов, медалей, школьных розог, погон и кандалов... и ещё великое множество всевозможных "отмен" - и всё это в самый разгар бушевавшей мировой войны.
Мыслимо ли долго продержаться на таком уровне? Можно ли совершать на нём ровный упорядоченный полёт? Абсолютно невозможно. И "воздухоплавательный аппарат" начинает резко снижаться. За борт летят одни свободы, чтобы сохранить другие. А вместе со свободами за бортом оказываются и цепляющиеся за них люди, их пламенные защитники - и каждый свято убеждён, что "революция окончательно погибла" именно в тот момент, когда лично его выбросили за борт. Всё ниже и ниже... Но этот отказ от части личных свобод позволяет сохранить свободу общества, то есть, попросту говоря, не рухнуть вниз всем сразу. И вот, наконец, полёт выравнивается... Между возможностью полёта и личными свободами достигнуто некоторое равновесие, паритет. Чтобы продолжать полёт, его участникам уже не требуется так строго ограничивать себя. Как провозгласил в своих речах Л. И. Брежнев, "социализм не требует жертвенности" (и это прозвучало несколько неожиданно, поскольку все его предшественники во главе СССР, пожалуй, сказали бы нечто иное). Или, как писал в 50-е годы Борис Слуцкий:
Эпоха зрелищ кончена,
Пришла эпоха хлеба.
Перекур объявлен
У штурмовавших небо.
Новых взлётов вверх и "штурма неба" больше можно не ждать, однако "рекорд высоты" поставлен. Пройдёт время - и во всём мире он будет считаться уже не рекордом и чудом, а самой обыкновенной полётной высотой. Так было с Французской революцией, так получилось и с нашей революцией 1917 года... В своё время В. И. Ульянов заметил, что весь ХIХ век прошёл под знаком Французской революции. Сейчас, оказавшись на расстоянии почти в столетие от российской революции 1917 года, мы можем ясно видеть, что весь ХХ век и начало ХХI века прошли под её знаком. Например, состоялись бы уже в XX столетии полёты человека в космос, полёты на другие планеты, если бы не революция 1917 года? Вопрос, пожалуй, риторический... А вокруг каких вопросов кипела борьба на Западе вплоть до самого недавнего времени? Права женщин, права национальных и расовых меньшинств. Вспомним марши американских чернокожих против сегрегации, пламенные речи Мартина Лютера Кинга. Но ведь все эти вопросы - равенство вне зависимости от нации и пола - были поставлены и впервые решены именно революцией 1917 года. Или: советская революция впервые полностью приравняла юридический брак к фактическому. (Для сравнения: во Франции уголовная ответственность женщин за супружескую неверность была отменена только в... 1994 году. Как обстоит сейчас с этим дело в некоторых исламских странах, едва ли надо напоминать...)
Следующей революции (где бы она ни случилась) предстоит побить прежний "рекорд высоты", провозгласить новые свободы и возможности, которых пока нет и не было ещё нигде в мире. Для отдельного человека - и для человечества в целом. Только тогда она будет иметь значение, сравнимое с 1789 и 1917 годами - и для своей страны, и для всего мира. Для этого надо увидеть те вершины общественной и личной свободы, которые достигались в моменты наивысшего подъёма революций прошлого. На этих вершинах сделать мысленные зарубки - и считать их изначальными отметками для революций будущего... Самыми минимальными, разумеется, которые предстоит превзойти. Как заметил однажды В. И. Ульянов: "Я вам по секрету скажу: мы должны уметь фантазировать, уметь мечтать, оставаясь при этом архиреалистами".
Ну, а что же происходит потом, после того, как "рекорд высоты" во всех отношениях поставлен? Потом равновесие между личным и общественным смещается в сторону личных свобод. Возможности личности вроде бы расширяются, а возможности общества в целом... тают. Медленно, но неуклонно, шаг за шагом. Правда, это не сразу становится всем очевидно. Вновь мы видим неумолимое действие всё того же закона, который в предыдущей статье настоящей серии
http://slovods.narod.ru/artemov/33louis.html#revo1уже сравнивался со вторым началом термодинамики: энергия, прежде принадлежавшая целому, перераспределяется между его отдельными частицами, причём процесс этот - односторонний, идёт он только в одном направлении. Собрать "обесцененную" энергию воедино без приложения внешних сил невозможно...
В биологии есть такое понятие - регрессивная эволюция. Например, когда некое свободноплавающее существо, подвижное, похожее на головастика, зрячее, с зачатками мозга, сложным поведением и т. д. в процессе эволюции теряет мозг, мышцы, развитую нервную систему, зрение... - всё теряет и оседает на дно, пожизненно превращаясь в неподвижную цедилку воды, полурастение, вроде губки. Или упрощается до состояния червя-паразита, имеющего только одну-единственную развитую систему - пищеварительную.
Однако и в истории такое тоже, как видим, не редкость. В 1991-1993 годах постсоветское общество твёрдо встало на путь подобной регрессивной эволюции, и вот уже 20 лет по нему "успешно" марширует. Теряет науку, технику, промышленность, образование (=нервную систему, зрение, мышцы, подвижность...), всё вообще теряет и сохраняет только одну систему - трубу с нефтью и газом, проходящую через весь организм и кормящую его (до поры до времени).
Освоенная регрессирующим обществом область пространства тоже усыхает и скукоживается, как шагреневая кожа. Сразу всюду: на суше, на воде и в воздухе, под водой, под землей и в космосе. Тонут подводные лодки - "она утонула", шатаются башни - "она сгорела", падают в море космические станции - "она сгорела и утонула"... Закрываются сверхглубокие скважины, такие, как прекратившая в 2008 году существование Кольская сверхглубокая (её глубина достигала 12 километров 262 метров - непревзойдённый до сих пор мировой рекорд проникновения человека в глубины Земли).
И тут вдруг выясняется обескураживающий факт - что личные свободы, ради которых всё вроде бы и затевалось, которым всё и вся приносилось в жертву, в этой ситуации тоже начинают усыхать и сокращаться. Потому что когда общество деградирует, то и для личных свобод места остаётся всё меньше и меньше... Те самые социальные силы, вроде интеллигенции, которые больше всех жаждали расширения личной свободы, теперь оказываются вовсе не нужны обществу, упростившемуся до состояния примитивного червя-паразита или "сырьевой империи". И подлежат, называя вещи своими именами, элиминации. Усыханию и исчезновению. Конечно, это должна быть мягкая, безболезненная эвтаназия, чтобы они умерли и сами того не заметили, не успели понять, что с ними происходит, и взбунтоваться против этого...
Итак, мы видим, что свобода личности "в чистом виде", которую так убеждённо проповедуют либералы и анархисты, оказывается по сути дорогой в тупик, в котором не остаётся места не только для свободы личности, но и для самой личности как таковой. Потому что если свобода народа, общества, "свобода всех" устремляется к нулю, то к тому же нулю будет стремиться и свобода каждого.
Конечно, сама штормовая волна, "цунами" революции неизбежно движется огромной массой людей, озабоченных прежде всего своими личными интересами. Таких людей может быть и 90, и даже 99% от общего числа её участников. Но если при этом отсутствуют упоминавшиеся выше "дрожжи", "закваска" - т. е. те, для которых общие интересы превыше личных, про кого пелось в песне: "Вы отдали всё, что могли, за него, за жизнь его, честь и свободу" - то ничего из такой революции не выйдет. "Революция", которая расширяет только и исключительно личные свободы - это просто-напросто слегка завуалированная форма коллективного самоубийства, тупик, путь в никуда. Вступив на который, общество очень быстро и неотвратимо скатывается по наклонной плоскости упрощения, регресса и деградации. (Печальный пример чего - у нас перед глазами, достаточно оглядеться по сторонам). Только расширяя возможности всех, революция открывает новые горизонты и для свободы каждого.