Светлое будущее

Sep 27, 2013 16:00

В последнее время в СМИ активизировались информационные поводы касательно
дефолта Украины, падения курса гривны или тревог по поводу рецессии.

На мой взгляд, точка зрения, как иностранных, так и отечественных авторов - явно плод формирования нужного, негативного вектора общественного мнения.
Который не предусматривает анализ положительных факторов социально-экономической конъюнктуры.

Конкретная перспектива у Украины есть!


Общество | Экономика и Финансы | Недвижимость | Банки


Факторы, которые приведут к развитию событий в русле, очерченном ими:

1. Преимущества стран-конкурентов сейчас, это перспективы возникновения локальных резервов эффективности Украины в будущем.

Чем длительнее противостояние «дотированной высокой себестоимости» и «просто низкой себестоимости» - тем мощнее и неотвратимее будет победа более конкурентоспособного бизнеса, а не государственной поддержки. Идея локально давать стимул отдельным перспективным и сложно реализуемым в «одиночку» проектам (как железная дорога в начале XX века) переросла в подставку вечного костыля, нагрузка на который с каждой минутой растет всё больше. Причина подставки вечного костыля проста - это его наличие, текущий мощный фактор конкурентоспособности. У ЕС - развитый фондовый рынок, накопленный капитал; у РФ - сырье. Страны вынуждены были пойти по пути простого сопротивления, не научившись ходить на одной ноге, и не вырастили новую ногу.

Причем, этот процесс имеет длительную инерцию в 1-2 поколения. Инерцию смены системы ценностей у детей от родителей сменивших систему ценностей из-за длительного неудовлетворения амбиций. Индивид (а по сути - общество индивидов) удовлетворяя свои потребности, прекращают активную борьбу и поиск резервов совершенствования. Сырьевая поддержка банков РФ делает не целесообразным поиск более эффективной модели бизнеса. Наличие высокого уровня социального обеспечения в ЕС (да и в РФ тоже, сравнивая «обычные» пенсии в 1,5 тыс. долл. США с украинскими 200 долл. США) приводит к отсутствию необходимости личностного роста и работы индивида на результат, а субъекта хозяйствования на прибыль. На текущий момент смена этической парадигмы у населения ЕС и РФ не пропагандируется. Напротив, для удержания политической власти развитым государством дотируется текущая модель поведения.

2. Технологии, используемые в экономике Украины, уже имеют локальные резервы эффективности.

Под технологиями я подразумеваю: как непосредственно технологию производства определенного продукта, так и бизнес-процессы, концентрацию капитала, эффективность персонала, логистики, направление предпринимательских инициатив в ту или иную конкретную нишу рынка.

Если такие резервы есть, то выход на рынок более эффективной методики деятельности будет прямо означать увеличение конкурентоспособности рынков и (что видится более трагично обывателем) - отмирание неэффективных традиционных субъектов хозяйствования. По сути, наличие низкоэффективного бизнеса это «уже вчера» свершившийся факт улучшения экономики в будущем.

Примеры внутри Украины? Переформатирование банковского рынка, модернизация тяжелой промышленности и электроэнергетики, укрупнение и вертикальная интеграция сельского хозяйства, укрупнение розничных торговых сетей, уход торговли в интернет, укрупнение логистических и топливо-энергетических компаний. Естественно, что по ходу такого процесса очень много предприятий оказываются на обочине. Наиболее характерные примеры: банки с европейскими ИИ, свинофермы до 10 тыс. голов, вещевые торговые центры, магазины бытовой техники. Для населения такие факты означают, что «всё плохо». Но не бывает нового без гибели старого, стабильность это прямой признак мощной экономической депрессии.

Примеры новых рынков? Сельское хозяйство, металлургия, тяжелое оборудование, транспортное машиностроение, авиа машиностроение, судостроение, фармацевтика, ИТ, и много другого, где уже есть как интерес новых для Украины рынков, так и факт переговоров. Например, Ближний Восток и «Мотор Сич».

3. Механизм дефолта сугубо политическая плоскость.

Серьезные экономические потрясения приводят к смене власти. На фоне народного недовольства и поддержки масс - одна узкая группировка единомышленников, вытесняет другую. В современной истории и примерно понятных политических ситуациях есть два характерных примера. Это РФ 1998-99 гг. и современная российская власть; 2008 г. и современная украинская. Но, к слову, в 2008 г. были также выборы в США, а финансовый кризис 2008 номинально исходил из США. Что возможно сказать об Украине? Будет ли бесконечный процесс перекредитования государственных кредитов остановлен волевым административным решением? Напротив, на текущий момент есть хорошая централизация власти и координированное компромиссное управление процессами в стране. Оппозиция выступает скорее лакмусовой бумагой, индикатором, тестом влияния пропаганды на народные массы, концентрацией внимания на заведомо несущественном объекте.

4. Возможность влияния на политическую власть финансовыми механизмами извне. Геополитика.

Схема обрыва фондирования по примеру США и банков ЕС (США «внезапно» не продлили кредитование) в 2012 г. видится и «грамотными экономистами» в Украине. Как один из аргументов приводится подорожание ценных бумаг развивающихся стран. Мол, снизили рейтинги, стоимость займов выросла - а значит, что кредиторы не хотят давать в долг. Как раз наоборот. Кредиторы хотят, что бы интерес к развивающимся странам сохранился в ущерб ценным бумагам США. Если нет конкурентов (монополия) - то когда берут и отдают - цена уже не столько фиксирует риск, как аппетит кредитора. Но есть ли монополизм?

Априори скрытый от публичности, механизм межстрановых договоренностей в борьбе за контроль над сырьем (из владения которым следует всё остальное) при поверхностном рассмотрении достаточно прозрачен. При наличии безусловных возможностей у одних стран, реакция вторых и третьих стран - безусловная.

При борьбе за зоны влияния между ЕС и РФ, РФ и Ираном, ЕС и Ираном, недопущение США объединения любых коалиций. На европейскую арену выходит относительно новый игрок. Который ищет безусловного партнера, которому больше не к кому идти. Такими партнерами уже стали: Пакистан, Иран, страны Африки и таким же партнером в любом случае будет Украина. Это безусловный выход из противостояния молота и наковальни.

Последние межгосударственные встречи Китая и Украины задекларировали для населения четко определенный вектор - сотрудничаем. Как косвенная проверка такого предположения - активность США, ведь потеря плацдарма в ЕС для этой страны - существенное упущение.

Вопрос не в том дадут ли кредиты.
Вопросы в том:
? какие не финансовые обязательства это вызовет;
? на какие цели будет направлено финансирование;
? в какой период времени выгоднее разыграть такую очень козырную карту.

5. Стимулирование внутреннего спроса за счет внешних займов - исторически успешный путь поддержки экономического развития в отдельной стране.

Общественному мнению в Украине в начале 2013 г. был дан инфоповод по программе экономического развития на 2013-2014 гг. Декларировалась сумма 461 млрд. грн. Почему именно сейчас, а не 2-3 года назад? Суть в том, что государство практически всегда способно реализовывать именно инфраструктурные проекты, но не коммерческие проекты с конкретной рентабельностью с момента запуска. Обусловлено это нормальным человеческим интересом инициаторов и исполнителей. Как «Сколково» это большой НИИ, но не совокупность частных фирм в Силиконовой долине. Так и эффект от ЕВРО 2012 это освоение средств, рабочие места, потребление топлива, металла, строительных материалов, продуктов питания. Без ложных иллюзий об эффективных государственных корпорациях - предположим, что есть строительные проекты на 1-2-3 года выполнения. Дадут ли они увеличение ВВП? Конечно да, и даже не равно инвестициям, а с каким-то мультипликатором. Строительная отрасль справедливо называется локомотивом экономики.

На фоне вышеописанных факторов усиления конкурентоспособности на мировых рынках (вплоть до экспорта с/х продукции в Индию и Китай) дополнительный резкий стимул потребления будет означать не снижение уровня жизни до выборов 2015 года. Что является еще одним весомым фактором сохранения политической стабильности, а значит и снижением проблем для экономического развития. Вспомним китайскую мудрость об эпохе перемен. Но более того, наличие кредитора и возможность отложить во времени государственное стимулирование (потребление сохраняется и немного прирастает и так) это четкий сигнал к сохранению политической стабильности и в 2020 году.

Есть ли такие конкретные проекты уже сейчас? Мосты через Днепр, автодороги, метро, и вероятно много другого о чем не так популярно будет рассказать, а то и не выгодно из соображений коммерческой тайны. Что может быть в будущем? Логистика любых форм - это неисчерпаемый резерв улучшения экономики. От автодорог, хайвеев, железных дорог в горах и до развития государственных программ в сфере транспортного машиностроения.

А если далекое будущее?

Получается, что существующее развитие экономики это некая контролируемость правил игры предпринимателями. Крупным бизнесом, который устранил политические риски - возглавив политикум. Эволюционный процесс, который давно произошел в Европе и США, но к радости пока не произошел, например, в РФ возможно ввиду обширности федеральных территорий.

Произойдет ли такое контролируемое управлением бизнесом политической жизнью у нашего ближайшего конкурента по себестоимости производства?
1. Если обширность территории (как усложнение централизованного контроля) это решающий фактор - то выходит, что нет (только если унитаризация, либо дальнейшая автономизация).
2. Выходит, что наличие сырья это отсутствие мотива принимать серьезные решения уже сейчас, и жизнеспособность мотива жить, как живется, понемногу отпиливая бюджет страны на абсолютно всех уровнях государственной машины (что наблюдается вплоть до региональной сети российских банков).
3. Даже, если усилие воли и гений руководителя разрешат первые две проблемы - то удаленность конкурента от морского сообщения это географически неустранимый фактор. Зависимость развития региона от удобности водной логистики - наблюдается даже на примере развития прибрежных регионов Китая и США, а не только на примере исторической роли «морских стран».

Общество | Экономика и Финансы | Недвижимость | Банки

кризис, финансы, футуризм, экономика, прогноз, аналитика, модернизация, геополитика, экономика и финансы, Украина, макроэкономика, анализ, дефолт, перспективы, политика

Previous post Next post
Up