Виталик Кольцoв посоветовал мне прочесть роман Марины и Сергея Дяченко «Луч». Ну, что можно сказать? Знал человек, что советовать!
Подробности под катом.
«Луч» - один из поздних романов Марины и Сергея Дяченко, его написали в 2019 году. Как любое позднее произведение, он вбирает в себя предыдущий опыт авторов, как бы кристаллизует его; поэтому «Луч» кажется несколько вторичным по отношению, например, к «Истории доступа», да и к другим повестям и романам тоже, - но вместе с тем нравится больше, потому что уже знакомые темы раскрываются ярче, острее, чётче.
Завязка романа нарочито проста и отсылает к традиционным сказочным зачинам: жил-был мальчик по имени Денис и однажды встретил незнакомца, который сказал: «Видишь ли, твоя мать продала мне тебя. Когда тебе было два дня от роду, ты загибался в кювете, и врачи ничего не могли сделать - я пришёл к твоей матери и предложил сохранить тебе жизнь с условием: когда тебе исполнится четырнадцать, я тебя заберу».
И забирает. Непонятным, неестественным, не-реальным способом. Предлагает сделку: он может вернуть Дениса домой, но взамен тот должен для него поработать.
Дениса и ещё трёх молодых людей помещают в изолированный дом. Каждый день они собираются в комнате с большим экраном, на котором, как в компьютерной игре, высвечивается космический корабль «Луч», летящий сквозь пространство колонизировать планету земного типа. За время полёта на корабле сменятся три поколения. Задача игроков: воздействуя через многоуровневый интерфейс на пассажиров корабля, сделать так, чтобы к моменту прилёта у тех были высокие параметры цивилизованности, счастья и осмысленности жизни.
Постепенно выясняются разные нюансы.
Нюанс: игра с «Лучом» вроде бы командная, но награду получат только двое - тот, чьи решения были наиболее удачными, и тот, кого выберет первый. Ещё нюанс: среди участников может быть «крыса», которая играет против остальных. И ещё: Денису всё время кажется, что пассажиры космического корабля «Луч» - это не порождение компьютерной программы, искусного симулятора жизни, а настоящие живые люди.
Читателю тоже так кажется, потому что рассказ о событиях с точки зрения Дениса перемежается рассказами о происходящем с точки зрения тех, кто живёт на «Луче». В этих вставках они предстают людьми со своими чувствами, страхами, надеждами и, что ещё важнее, попытками понять, что происходит, почему их жизнь такова, какой предстаёт, почему управляющий космическим кораблём искусственный интеллект то и дело выдаёт новые данные, меняющие картину мира?..
А потом… потом в повествование тонкими намеками вплетается сказка древнего Магриба об игре, в которую играют могущественные духи, явившиеся из другого мира… фишками в этой игре им служат дети, родившиеся раньше срока и чуть не умершие при рождении, а ставки - будущее человечества: порядок или хаос, регресс или развитие, добро или зло…
И становится окончательно непонятно, кто здесь куклы, а кто кукловоды, кто человек со свободной волей, а кто набор параметров, важных для игры.
И герои романа так или иначе спрашивают себя: кто я - человек или персонаж? а главное, как я буду жить, получив ответ на первый вопрос?
Впрочем, это не единственные вопросы, встающие перед героями в рамках сюжета.
На какие подлости в игре я готов пойти, чтобы выиграть?
А на какие - если всё происходящее не игра?
Что делает человека человеком? В чём его отличие от персонажа?
Если твой персонаж встанет перед тобой лицом к лицу, что ты ему скажешь?
И что он тогда скажет тебе?
Герои романа находят ответы на свои вопросы. Не обязательно их ответы будут одинаковыми. Не обязательно это те ответы, с которыми будет внутренне согласен читатель. Но тем интереснее! И…правдоподобнее, что ли…
В финале Денис узнаёт, что он «играл на стороне добра». Это вызывает у него возмущённое недоверие: «Вы - добро?!». Ну а потом Денис медленно и с неохотой понимает, что добро - его же можно понимать по-разному; и так, вот, тоже бывает.
А читатель в моём лице внезапно восхищается открывшейся ему мыслью: тот, кто играет на стороне добра, не обязан быть каким-то особенно добрым, светлым или ещё что-то. Он просто тот, кто играет за добро; какой уж есть, какого поставили.
…
Не знаю, понравился бы мне роман так сильно, если бы я не была ролевиком. Если бы во время чтения постоянно не думалось про «а интересный сценарий для небольшой кабинетки», «о, а вот такое на давней игре уже было», «да, знакомые проблемы» и «таак, подождите, а вот это как моделируется?». Но поскольку я ролевик и мыслю как ролевик, роман «Луч» мне очень понравился. Dixi.