Таков путь

Jul 12, 2023 19:40


Вообще-то я перестала читать фэнтези... но, как известно, из любого правила есть исключения. И сейчас таким исключением стала книга канадского фантаста Себастьяна де Кастелла «Путь аргоси».



У этого писателя есть серия романов о Келлене из дома Ке - юноше, который оказался лишним в родном краю и ищет своё место в большом мире. Решающим моментом в судьбе Келлена становится встреча с Фериус Перфекс, рыжеволосой странницей, называющей себя аргоси. Эта странница настолько важна как персонаж и - между нами - настолько любима автором, что после первых трёх книг о Келлене Себастьян де Кастелл решил написать приквел, в котором будет отдельно история Фериус.

Так появилась на свет дилогия «Аргоси»: «Путь аргоси» и «Алый крик».

В первом романе рассказывается, как маленькая девочка осталась единственной выжившей из всего племени, как враги проводили над ней магические эксперименты, как она спасалась от обидчиков, находила друзей и врагов и как, познакомившись с бродягой по имени Дюралл Аргос, решила, что его путь - это теперь и её путь. Книга заканчивается, когда Дюралл с женой удочеряют Фериус, и та становится, как они, аргоси.



Конечно, дальше, во второй книге дилогии, приключения Фериус продолжаются. Но роман «Алый крик» я не читала, и, честно говоря, вряд ли буду… Нет, я, конечно, оценила, как здорово автор делает вотэтоповороты в повествовании, оценила хороший перевод книги - текст читается на одном дыхании, легко и приятно… Но сюжет сам по себе меня не заинтересовал. Зато заинтересовало и даже, можно сказать, эмоционально зацепило описание вынесенного в заглавие первой книги «пути аргоси».

Аргоси - это не раса, не национальность, не религия. Это, скорее, некая культура: объединение людей с уникальными знаниями и навыками, схожим образом жизни и, главное, общими жизненными ценностями. Они странствуют по миру со своими не вполне понятными окружающим целями; их считают то мошенниками, то философами, то шпионами. Аргоси кажутся весёлыми и бесшабашными. Они отлично играют в карты и всегда умеют себя защитить. Причём защищаются, как правило, не магией и не оружием (хотя при необходимости могут хорошо драться), а благодаря ладно подвешенному языку.

Сейчас об этом будет длинная цитата. (Я её немного сократила, но она всё равно длинная).

«Новый стук ботинок по половицам возвестил о приближении других мужчин. Вблизи стало видно, что хотя их волосы, глаза и подбородки несколько различаются, все они - определённо - родственники.

- Четверо против одного, - сказал самый крупный из новоприбывших.

- Шансы не так уж плохи, - сказал Дюррал. Казалось, он на полном серьёзе пытался убедить четверых парней, стоявших у меня за спиной, капитулировать. - На самом деле скорее четверо против двоих.

Здоровяк хмыкнул. И отвесил мне такой подзатыльник, что потемнело в глазах.

-Эта мелкая шавка? Она тебе не поможет.

Дюррал улыбнулся.

- Не эта шавка.

Он издал короткий резкий свист.

Нас обдуло ветром, когда пёс Дюррала прыгнул и накинулся на парня, мечтавшего меня повесить. В псе вряд ли было больше сорока фунтов, но когда он врезался в Вешателя, того снесло с ног и приложило лицом о стол. Пёс тут же развернулся и уселся парню на голову.

- Уберите его! - заорал здоровяк, теперь ставший собачьим креслом. Он попытался ударить пса ножом, но не мог изогнуть локоть под нужным углом.

Молниеносным движением Дюррал выхватил у него оружие, повернул и сунул острие ножа парню прямо в ухо, как будто собирался его почистить. Наклонившись ближе, Дюррал прошептал:

- Если тебе интересно: независимо от того, кто начнёт драку, ты умрёшь первым.

Он через стол посмотрел на меня.

- Тебе страшно, девочка?

Я покачала головой.

- В самом деле? А я тут чуть не обмочился.

Что я должна была на это ответить, интересно?

Дюррал улыбнулся остальной троице, хотя острие ножа держал прямо в ухе Вешателя.

- Разве жизнь не прекрасна? Спорим, никто из вас, проснувшись сегодня утром, не думал, что день закончится так. Верно же?

Братья зарычали громче собаки. И произнесли много разных слов. В основном это были ругательства. Некоторые из них я знала, другие звучали настолько глупо, что мне стало смешно. Впрочем, я не засмеялась, поскольку в тот момент вообще не особенно прислушивалась к их угрозам. Я смотрела на губы Дюррала. Он признал, что испугался. Сказал это так, будто хотел, чтобы его услышали. И вместе с тем продолжал безмятежно улыбаться.

- Время идёт, господа, - сказал Дюррал. - Насколько я могу судить, есть только две возможные причины, почему вы до сих пор не напали на нас. Вариант первый: вы компания трусов. Вы так привыкли видеть вокруг себя других трусов, что теперь, очутившись рядом с мужчиной… Точнее, рядом с мужчиной, девушкой и собакой, которые смотрят вам в глаза, вы слышите в головах тихий голосок. И он говорит: «Может, вы не так быстры и не так сильны, как вам хотелось бы верить?»

Теперь я точно знала, что он желает себе смерти. Братья, услышав подобные насмешки, наверняка нападут.

- Конечно, есть ещё одно возможное объяснение, - почти мечтательно продолжал Дюррал, словно разговаривая сам с собой. - Может быть, вы ещё не убили нас, потому что в ваших головах звучит другой голос. Более благородный. Этот голос говорит вам, что здесь не будет битвы, достойной хорошего человека. Есть просто крикун со своей паршивой собакой и ребенком, который никогда никому не причинял вреда. Может быть, этот другой голос напоминает вам, что люди чести - настоящие люди чести, заметьте - не вступают в драки, которые заведомо могут выиграть. Такие люди обладают... э… как же это называется?

Дюррал посмотрел на меня. Я понятия не имела, о чём он. Сейчас я вообще не могла ни о чём думать и просто ждала, когда мне перережут горло.

- Да чёрт возьми, неужели никто не может вспомнить это слово? - спросил он, повышая голос, словно обращался ко всей таверне.

Сначала никто не ответил. Зачем бы? Но Дюррал Бурый заставил вопрос повиснуть в воздухе, словно он был гремучей змеёй - никто не решался отвернуться от неё, боясь, что она укусит.

- Достоинство? - предположил наконец один из наших противников - самый щуплый.

Братья посмотрели на парня так, словно у него размякли мозги.

- Достоинство! Вот оно - это слово! В битве, которую ты заведомо выиграешь, нет достоинства.

Затем Дюррал сделал нечто очень глупое: медленно вынул острие клинка из уха Вешателя, положил нож на стол и сказал:

- В некоторые моменты - а их очень мало в жизни - человек может сделать выбор, который останется с ним навсегда. Он спрашивает себя: «Что за душа во мне?» - а затем, принимая одно-единственное решение, даёт ответ. И этот ответ будет с ним всю оставшуюся жизнь.

Я задавалась вопросом, как этот бедный идиот так долго прожил жизнь без петли на шее. Человек не избавляется от своей жесткости только потому, что какой-то сумасшедший в таверне изрыгает чушь о самопознании.

Раздалось кряхтение.

Хотя, может, и не кряхтение. С тем же успехом это мог быть кашель, стон или пердёж.

Но так или иначе: в этом яростном выдохе звучала история, которой я не слышала прежде. История о храбром человеке. О жёстком человеке, выкованном бедами, которые сопровождают трудную жизнь. Он пришел на распутье, где любой другой - богач ли, бедняк ли - встал бы на неверный путь. Легкий путь. А что же сделал этот человек? Он избрал другую дорогу.

Парень, который подойдя сюда плюнул на меня и рассуждал о повешении, теперь уперся руками в стол и выпрямился, вынудив пса Дюррала спрыгнуть на пол. Пёс уселся на задние лапы, а здоровяк сказал:

- Пошли отсюда. - Парень ухватил одного из братьев за плечо и толкнул к двери, будто именно он затеял ссору. - На ферме много работы, а день кончается.

Я взглянула на Дюррала, уверенная, что из его рта вылетит что-то умное, но он не произнёс ни слова. Не благодарил мужчин за милосердие и не насмехался над их малодушием, а просто смотрел, как они уходят, без тени злобы в глазах».

«Герой просто мэрисью» - скажет продвинутый читатель и будет, безусловно, прав. Но.

Но внимание привлекает то, что цель героя в описанной ситуации - это не столько избежать угрожающей лично ему опасности, сколько подтолкнуть противника к честному достойному решению. Зачем?

Тут будет другая цитата (на этот раз, к счастью, короче):

«- Я не могу допустить, чтобы подобная мерзость существовала в таком прекрасном мире, как наш. - Дюррал жестом обвел пустынный пейзаж. - Среди этих песков, сверкающих как тысячи миллионов рубинов или похожих на синие волны спокойного моря в ясный день. - Другой рукой он указал на небо. - Под яркими звездами, каждая из которых подобна обещанию. Проклятие, которое в тебе засело, оскорбляет эти звезды над нами. И меня.

- Оскорбляет тебя? - обалдело переспросила я.

Он кивнул и улыбнулся.

- Конечно. А тебя нет?

Не знаю, почему, но мне вдруг стало невероятно смешно. Оказывается, магия, разбившая все мои надежды, была не чем иным, как аляповатой вазой, не подходящей к окружающему декору.

<...>

- Мы, аргоси, любим путешествовать. Бродяжничество в нашей природе, и когда мы видим что-то неправильное в нашем мире... да, некоторые люди назвали бы это вмешательством».

Это отвечает на вопрос «зачем»? Нет? Тогда можно ещё одну цитату:

«- Аргоси, движимый жаждой насилия или мести, никогда не сможет идти нашими путями и делать то, что должен.

- А что он должен? Что делают аргоси такого важного?

Дюррал притянул меня ближе.

- Мы пытаемся спасти мир, девочка.

Я не знаю, есть ли в каком-нибудь языке более нелепые, пафосные, высокомерные и напыщенные слова, но если есть, то я никогда их не слышала».

Достойная ведь цель, что и говорить. И методы достойные.

Что же касается того, что герой мэрисью… ну да, есть такое. Если в способность изменить поведение четверых противников поверить можно, то сцена, когда Дюррал проделывает нечто подобное с целой толпой, выглядит фантастической сказкой. Ну не бывает так! Особенно со стопроцентно удачным результатом в каждом следующем случае…

Однако - однако странно было бы осуждать фэнтези за то, что в ней есть фантастические преувеличения. Тут сам жанр к ним располагает. Фэнтези мы оцениваем по тому, понравилась нам выдуманная история или нет. История про аргоси, которые бродят по свету и меняют мир к лучшему, действуя тут и там исключительно силой убеждения - эта история лично мне понравилась.

А то, что это сказка - так что с того? Нам нужны такие сказки, я считаю. Вот именно такие и нужны.

Previous post Next post
Up