Вот и закончилась выставка Тернера, одна из лучших, когда-либо проходивших в Москве. Причем лучших не потому, что организация была на высоте, так бы я не сказала, как раз. Лучших потому, что куда эти шедевры ни повесь, в какую обстановку не помести, все равно там будет лучше всего на свете. Это тот редкий тип работ, которые распространяют вокруг необъяснимый свет, он наполняет каждого, и уже не важно, что вокруг толкаются кучи людей, что кто-то все время что-то бормочет, что путь от одной работы до следующей занимает минут пять... Это воистину незабываемый опыт.
Мое первое знакомство с Тернером состоялось в...2004м. Я отлично помню тот день, 31ое декабря, ну как же. Я отмечала новый год у
morbid_image славный был праздник, а накануне встречалась со своим молодым человеком в кофе бине на тверской (теперь его уже нет, кофе бина, то есть)), и, непонятно зачем, забежала по пути в Москву полазить по книжкам, и тут увидела на одной обложке картину потрясающей красоты, впоследствии оказалось, что это фрагмент вот этого произведения:
The Fighting Temeraire Tugged to Her Last Berth to Be Broken up, 1838
Книга была схвачена, прочитана, а потом появились две курсовые и диплом по Тернеру. А теперь большие планы относительно аспирантуры. И много всяких замыслов. С ним у меня вообще очень многое связано. Я его очень люблю. Два года назад поехала в Лондон с единственной целью - сходить в Тейт и Национальную галерею, увидеть его. На Тейт ушло в целом два-три дня, помню, когда заходила внутрь, словно растворялась. Там же еще и прерафаэлиты висят, в общем, в Тейт вся моя жизнь. Это как спрашивают, что бы вам понадобилось на необитаемом острове, вот я скажу: Тейт, лукавлю может быть, но умирать от голода будет точно не страшно)
Моя любимая картина у Тернера? Все. Каждая по-своему. Каждый раз, когда вижу, замечаю что-то новое. Например, недавно поняла, что его излюбленный способ композиции - воронка, которая как бы затягивает зрителя внутрь, как вот здесь
The Morning after the Deluge, Moses Writing the Book of Genesis, 1843
или здесь
Snow Storm - Steam-Boat off a Harbour's Mouth, 1842
А это произведение всегда поражало меня своим трагизмом, недавно узнала, что оно было написано Тернером после того, как он узнал о смерти своего друга,шотландского художника сэра Дэвида Уилки, который умер от болезни, и его тело было выброшено в Гиблартарском проливе. У оригинала цвета поярче, вообще все репродукции в инете ужасны донельзя:
Peace - Burial at Sea 1842
Ну и нельзя упомянуть о совершенно другой стороне Тернера как художника, с которой, собственно, нужно было начать, поскольку посредством этих произведений он пришел к тому, что перечислено выше. Я имею ввиду его нескончаемые соревнования с Клодом (Лорреном)и фламандцами. Ну напоследок: ))
Claude, Seaport with the Embarkation of Saint Ursula, 1641
Turner,Dido Building Carthage, 1815
Вам которая больше нравится?