18 декабря в Екатеринбурге, в Архитектурной академии, открылась фотовыставка
"Город солнца. Архитектура коммунизма". Выставка посвящена шедеврам советской архитектуры 60-х - 80-х годов. Работа по сбору фотографического материала и его обработке нашими товарищами из Санкт-Петербурга и заняла несколько лет.
В выставочном зале библиотеки разместилось около сотни фотографий выставки, полная экспозиция будет представлена в главном выставочном зале УралГАХА в январе 2014 года. В сокращенную, но яркую экспозицию мы включили кадры новаторских зданий и сооружений Свердловска 70-х, в том числе фотографии
знаменитой Краснознаменной группы, варварски
демонтированной в январе 2013 года:
Больше фотографий В рамках открытия фотовыставки прошел круглый стол Комитета по защите исторического достоинства, который де-факто сформировался за время нашей совместной с архитекторами, историками, общественниками борьбы за возвращение шпилей Краснознаменной группы с Орденом Ленина на их законное место - Исторический сквер Екатеринбурга. На фронте этой борьбы уже
многое сделано, но еще больше предстоит сделать - в январе, феврале и марте наступающего года нам предстоит тяжелая работа - протест будет усилен по всем направлениям. А сейчас - время подвести предварительный итог, а также оценить снос Краснознаменной группы как феномен, ярко раскрывающий отношение представителей власти к архитектуре, градостроительной практике, историческому и культурному наследию, к народу как таковому. И, отвергнув это отношение, предлагать свою стратегическую повестку, свое представление о должном.
Участники круглого стола Вадим Егоров, доктор философских наук, культуролог, академик Российской Академии Естествознания, член Европейской Академии Естествознания, член Российской Академии социальных наук, заслуженный деятель науки и образования, профессор кафедры философии УрГЭУ; Сергей Санок, архитектор, кандидат архитектуры, заведующий кафедры градостроительства УралГАХА; Артем Брусницын, руководитель регионального отделения общественного движения «Суть Времени»
"Мы открываем нашу выставку «Город Солнца. Архитектура коммунизма»... Это шедевры советской архитектуры, монументального искусства 60-х - 80-х годов. Уникальная вещь и вещь относительно малоизвестная - в отличие от советского авангарда, в отличие от сталинского периода - такой "серый" период в советском архитектурном наследии, которым никто всерьез не интересуется. Но, как мы видим, это совершенно потрясающие произведения, футуристические, новаторские, адресующие нас к космосу...
Самое удивительное - 70-е годы, это уже период брежневизма, застоя: коммунистическая идея превратилась в сухой истмат и диамат, всем заправляет Суслов, марксизм понимается как «человек - это животное социальное», «исторические формации» и все прочее. Живого интеллектуального учения уже не осталось. Остались сухие догматы, которые заставляют учить наизусть. Но в творчестве, в искусстве остался этот прочувствованный порыв, осталось интуитивное желание будущего, светлого коммунистического будущего, которое и проявилось в наиболее ярких произведениях советской архитектуры тех лет. Это и соединение коммунистического и национального, как мы видим в монументе «Сардарапатская битва», югославских монументах, это футуризм, космизм многих других произведений, это новаторские технические решения.
Это - живая альтернатива современной постмодернистской архитектуре. Сейчас будущее воспринимается абсолютно постмодернистски: деконструктивизм, отказ от от опоры на человека (и не только в архитектуре), здания, которые как-бы сами себя конструируют. Это подается как единственный вариант будущего. Здесь мы видим, что альтернатива все-таки есть. И вот в этих зданиях, в этих сооружениях, наиболее всего проявлено будущее Для человека. Будущее, в котором есть новый образ жизни, есть Новый Человек, но это именно человек. Это что-то удивительно новое, но при этом не отрицающее все старое, гуманистическое, человечное.
Все это наследие постепенно уходит. Очень многие произведения уже утрачены или находятся в аварийном состоянии. Особо яркий пример - это Краснознаменная группа в Екатеринбурге, которая была снесена почти год назад, с 25 на 26 января 2013 года. Это наиболее вопиющий пример, потому что, во-первых, это памятник истории, это памятник за вклад уральцев в победу в Великой Отечественной войне. Но мало кто замечает, что еще и мощный художественный, архитектурный символ, который как раз создан в 1974 году - на волне всех этих футуристических проектов. Шпили его одновременно символизируют и друзы уральского горного хрусталя, и штыки защитников Отечества, и красные знамена. Он очень авангардистский, создан из интересных материалов, с очень интересной конструкцией. И с градостроительной точки зрения - это очень, очень важная точка в городе, важный памятник. Этот аспект обычно ускользает. Но это также очень важно!
Важнее всего - историческое значение Краснознаменной группы, как памятника за вклад в Победу, но также это феномен, который говорит нам об отношении общества и власти и к градостроительству, и к художественному наследию, и к той Великой Мечте, которая была у наших отцов, дедов, прадедов. Великой мечте о коммунизме, как о раскрепощении и пробуждении высших творческих способностей в каждом человеке..."
Артем Брусницын,
участник Круглого стола,
движение "Суть Времени", Свердловск.
Видео открытия выставки и доклады участников Круглого стола будут опубликованы на сайте
eot66.su Источник -
eot66.su