«По факту, мы делаем за власть их работу...»

Nov 12, 2013 03:23

Материал из газеты «Суть Времени - Свердловск» №6

18 октября 2013 года в пресс-центре «Интерфакс-Урал» состоялась пресс-конференция, посвященная Открытому письму за возвращение Краснознаменной группы и Ордена Ленина на их историческое место - Плотинку.

Подробный отчёт, видео и другие материалы пресс-конференции можно найти на сайте Свердловского отделения движения «Суть Времени» - eot66.su. В данной статье мы процитируем только малую часть из того, что было сказано.
       


БАННИКОВ Алексей Викторович
Отдел исследования Социальных структур, движение «Суть Времени»

- Каких-то внятных ответов о том, что и когда будет сделано (властью - прим.) нет. Но что интересно: почти в каждом ответе на обращение идет апелляция к общественному мнению. «Надо его учитывать» и т.д. Мы провели опрос, выявили общественное мнение - которое мы до проведения опроса, между прочим, не знали. И только когда мы узнали мнение большинства граждан, только тогда мы начали это активно отстаивать.
Потом речь идет о привлечении общественных организаций и специалистов… У нас сидят уважаемые эксперты, которые готовы участвовать. Мы проводили общественные слушания, к которым делали широкий анонс, в отличие от слушаний, которые проводит администрация: когда и враги не догадываются, и друзья не знают.

- Гражданское общество - это, безусловно, идеал. Так вот, пожалуйста, если мы смогли каким-то образом узнать общественное мнение и «общественную экспертизу», давайте уже говорить по поводу возвращения того, что было утрачено. Очень часто пишут о том, что взамен символа надо установить новый символ. Экспо 2020 или Европу-Азию… А если бы христиане меняли символ, распятие, каждые четыре года?

- Демонтаж всей советской символики… Это очень опасное занятие. Когда мы выжигаем, убираем 70-летний период нашей истории, то мы превращаем это все в «черную дыру». В эту «дыру» свалятся наши семьи, наши предки, свалится наша досоветская история, свалится наше современность, наше будущее. Мы потеряем культурно-исторические корни, исчезнем как народ, и ни о каком гражданском обществе говорить больше не придется.


ЦЕПЛАКОВ Георгий Михайлович
Историк философии, культуролог, кандидат философских наук

- Тема, поднятая «Сутью Времени», не оставляет равнодушным практически никого. Если брать спектр политических сил по городу - все, кто угодно, люди коммунистических взглядов, православные люди, люди самых либеральных взглядов - мы можем найти самых разных людей в этой палитре.  Согласитесь, у этих людей нечасто согласуется мнение друг с другом.

- Памятник «Шпили Краснознаменной группы» многие свердловчане помнят с пеленок, он там всегда стоял. Это было очень символично: он был посвящен трудовому подвигу, он был посвящен военному подвигу, он был посвящен самопожертвованию людей. И вдруг он исчезает оттуда. Там же он не просто так стоял - там стоит целая композиция, которая тоже имеет символическое значение. Слева от композиции - Бажов, справа - Мамин-Сибиряк. Объединяется все: Бажов - символ Урала, уральских сказов, Мамин-Сибиряк - символ старого, дореволюционного Екатеринбурга, а «Шпили Краснознаменной группы» - символ трудового подвига и символ советского труда в годы войны. И когда убирают эту часть, то тем самым наносят некий удар по всему этому.
Происходит абсолютно странная вещь: спиливаются шпили, уносятся, где-то лежат - абсолютно варварским способом это происходит! И ставят на их место металлическую или пластиковую конструкцию, которая то ли пропагандирует Олимпиаду, то ли является рекламой часовой компании… А потом через некоторое время проходит акция этой часовой компании: приносят бобслейные сани, можно сфотографироваться… Я вот не знаю: какой пиар можно делать таким образом: когда мы убираем значимые символы и заменяем их коммерческими. Все, кого можно напрячь, всех и напрягли те, кто эту процедуру делал.

- Поскольку сейчас происходит изменение ценностных ориентиров, очевидно: так поступать просто нельзя. Поэтому я абсолютно солидарен с организаторами этой акции, моя подпись также стоит под этим письмом… Краснознаменная группа должна стоять на том же самом месте, ее нельзя никуда переносить… Часы нельзя было поставить, например, у ДИВСа? Никто не пострадает, все только выиграют - справедливость восторжествует, и все будет совершенно нормально.

- Вспомните, например, XVII век: из-за чего произошел церковный раскол, а с ним - войны, ужасы, кошмары? Из-за того, что люди не могли решить, сколькими перстами креститься: двумя или тремя; через сколько букв писать слово «Иисус»: через одну или две буквы «и». Казалось бы… Но, так как это задевало символику, это задевало какие-то внутренние пласты - люди живьем себя сжигали!.. Огромное количество войн, социальных конфликтов, всевозможных оппозиционных движений возникало из-за того, что нарушалась какая-то символическая сторона жизни человека. Если игнорировать подобного рода вещи, что может произойти? Мне как культурологу, как человеку, который изучает эти процессы, которые происходят в сознании людей, очень тревожно на все это смотреть.


САНОК Сергей Иосифович
Архитектор, кандидат архитектуры, доцент, заведующий кафедры градостроительства УралГАХА

- У архитекторов есть понятие «место». Это та территория, которую человек понимает как «мое», «свое», то место, в котором он принадлежит к своему обществу, к своей семье, к своему народу… Каждый город имеет такое «место». Но вот я посетил множество городов, и не каждый город может похвастаться таким местом, как Плотинка, которая есть у нас в Екатеринбурге. Каждый город имеет площадь: где-то это Таймс-сквер, где-то - Нотр-Дам-де-Пари. А у нас - Плотинка. В ней - сосредоточение всех социальных представлений о нашем городе. Краснознаменная группа был уникальной «точкой», делавшая весь город единым. Да, у нас есть площадь 1905 года, там проходят политические демонстрации… Но народ гулял на Плотинке.

- С профессиональной точки зрения: была уникальная точка, ее закрепили. Сам объект был создан настолько удачно по своим пространственным параметрам, что эта точка была закреплена. Сразу у нас появилась территория, пространство городского пруда, «почти Нева»… Эта монументально-декоративная группа никому не мешала технологически и функционально: она не закрывала движение, она не закрывала вид, возможность любоваться городскими пространствами с любой точки Плотинки. За счёт своего места, своих размеров, за счет своей сквозистой формы, которая была придумана… Мы знаем, что многие памятники имеют переднюю сторону и заднюю сторону - с задней стороны этих памятников никто не хочет фотографироваться. А вот эта конструкция была достаточно уникальна.

- У меня есть множество фотографий Плотинки с Краснознаменной группой и без нее. Что можно сказать: город потерял Исторический сквер... Когда мы говорим, что появились часы, пусть Олимпиада - это мега-событие. Но идешь по Плотинке - его нет! Исчезла пространственная точка пересечения всех главных пространств города, связанных с нашей историей: пространство реки Исети, это заводские, промышленные пространства - от ВИЗа и Уктуса до Химмаша и Уралмаша, и пространство главного проспекта - от УПИ до памятника коммунарам. Это была уникальная точка... И образ нашего города чуть-чуть погас. Показываем офисные центры, которые строятся: «Это мы видели, в Гонконге, в Нью-Йорке, где угодно». В конце прошлого года мне позвонили: «С.И., приехали ребята из Италии, хотели посмотреть, как люди жили в коммунистический период, покажите, пожалуйста! Где можно увидеть остатки коммунизма?». Это интересует людей, потому что это уникальная история, коммунистический период. И может быть, это станет востребованным, с течением времени и развития человека.

- Что касается восстановления. С точки зрения социальной справедливости ее нужно восстановить в том виде, в котором она была… Ее нужно держать как самую главную, как самую центральную точку, в которой отражаются самые главные события и смыслы нашего города. Ее нужно держать, с ней нужно работать, и первый этап - восстановление монументально-декоративного сооружения, очень важного и очень значимого для города… Это «миф» Свердловска, социалистического Свердловска. Как он потом войдет в город, как он потом отразится в других архитектурно-пространственных решениях - это потом решат наши последователи. Но этот миф должен быть всегда.


БРУСНИЦЫН Артем Викторович
Руководитель регионального отделения движения «Суть Времени»

- Решение о сносе принималось за закрытыми дверями. Так не должно быть. В каждом обращении власть говорит: «Мы прислушиваемся к гражданскому обществу», «Мы гордимся гражданским обществом Екатеринбурга». Так делайте следующий шаг! Нам нужно вместе что-то делать с городским пространством… Нам тут жить… У нас есть данные социологического опроса, 70% за восстановление памятника на прежнем месте, результаты бесед со специалистами. Открытое письмо. Случай уникальный! Чтобы общество так было так консолидировано по одному вопросу - это редкость.

- Город реально недоволен тем, что случилось. Волна негодования кипит. Мы ходим диалога, а не радикализма. Мы в этом плане - правильное гражданское общество. Мы за диалог, результаты которого устроят общество, устроят власть, который будет неконфликтным и правильным. Но люди реально могут взбунтоваться, когда вместо диалога есть отписки... Долго это продолжаться не может. Надо слышать, что говорит общество.

- По факту, мы делаем за власть всю работу. Именно они должны проводить опросы общественного мнения, общественные слушания, выяснять мнение экспертов. А это сделали мы - не имея финансирования, не имея нужных структур, мы делаем гражданскими силами, силами активистов, всю работу за них. Претензии - не к нам, а к ним - за то, что они делают, а точнее, не делают.

- Митинг через сорок лет после награждения города Орденом Ленина… Это абсолютно символическая дата, символическое место, совершенно другой уровень актуальности. Опрос, общественные слушания, пикеты, газета. Не знаю, как другие организации, но мы свое дело взяли и делаем. А что касается актуальности - есть актуальность «поверхностная», Мигель Де Унамуно называл это «экстраисторией». Некая поверхность, на которой происходят какие-то события современности, торгаши, пиар и все прочее. А есть «интраистория» - внутренняя, глубинная актуальность. Великая Отечественная война, трудовой подвиг - актуальны всегда. Именно поэтому мы, в год 40-летия, и выйдем на большой митинг.

- Я борюсь за моих дедов, прадедов, которые воевали на полях Великой Отечественной войны, которые умирали на этих заводах… Героический труд, от которого люди умирали. Я за это борюсь. И за лицо города... И нас пошатнуть здесь невозможно.

Источник - eot66.su
 

Суть Времени Свердловск, соцопрос, КЗГ, город, снос, опрос, Урал, память, демонтаж, Суть Времени, Эхо, наследие, исследование, газета, историческое достоинство, лицо города, СССР, ЕТВ, памятник, Орден Ленина, газета Суть Времени, историческое наследие, история, Краснознаменная группа, Свердловск, Екатеринбург, осквернение, протест, СВ

Previous post Next post
Up