Оригинал взят у
krasnouhov в
Красный воин «Памятник Воину-Освободителю». Величайшая композиция. Глубокая и - трагичная.
Тут не только констатация победы над фашистской Германией. Тут - олицетворение фразы Блока: «И вечный бой - покой нам только снится». Тут - образ русского богатыря, глубоко архетипичный. Тут - мотив спасения Европы, всего западного мира - от Тьмы.
Тут - росток того самого "Нового Гуманизма", "Нового человека" - ради появления которого - все жертвы, весь титанический труд коммунистов. Это идеал, на который молились многие величайшие интеллектуалы того времени (взять хотя бы Томаса Манна: «Во всяком гуманизме есть элемент слабости, который связан с его терпимостью, с его любовью к сомнению, короче - с его природной добротой. Сегодня нужен гуманизм воинствующий, который бы проникся сознанием того, что принцип свободы, терпимости и сомнения не должен допустить, чтобы его эксплуатировал и топтал фанатизм, у которого нет ни стыда, ни сомнений» - иначе говоря, перед фашизмом с его бешеной энергией может выстоять только новый Гуманизм.
И на бой с ним (с фашизмом) надо идти так, как когда-то шел монах на бой с Дьяволом)
Тут - одна из самый страшных ТРАГЕДИЙ XX века. Стала ли скульптура воплощением реальности? Мы прекрасно видим, что нет! Она стала лишь яркой вспышкой - за которой, увы, не последовало нового созидающего огня. Таких вспышек было несколько - и они запечатлены во многих лучших наших произведениях культуры: «Иваново детство» Тарковского, «Берег» Бондарева... Тут - и фронтовые стихи Георгия Суворова:
Леса и степи, степи и леса...
Тупая сталь закрылась в снег обочин.
Над нами - туч седые паруса,
За нами - дым в огне убитой ночи.
Мы одолели сталь. Мы тьму прошли.
Наш путь вперед победою отмечен.
Старик, как будто вставший из земли,
Навстречу нам свои расправил плечи.
Мы видели, как поднял руку он,
Благословляя нас на бой кровавый.
Мы дальше шли. И ветер с трех сторон
Нам рокотал о незакатной славе.
Георгий Суворов погиб в 1944. Казалось бы, пропали и вспышки «Нового гуманизма». В 50-ые годы был запущен вирус омещанивания и потребления - хрущевское «догоним по мясу и молоку». Но подобные вспышки никогда не умирают. Они просто оказываются, используя метафору А. Твардовского, "на другом берегу".
Внушала нам стволов ревущих сталь,
Что нам уже не числиться в потерях.
И, кроясь дымкой, он уходит вдаль,
Заполненный товарищами берег.
Нынешний гуманизм не просто дышит на ладан - он мертв окончательно и бесповоротно. Единственная надежда - на то, что мы сможем познать тот сокровенный клад с "другого берега" - и с его помощью сумеем ответить на черные вызовы нашего века.