Материал из газеты
«Суть Времени - Свердловск», №5 «По зову Родины, по зову Партии пришли сюда советские люди, чтобы защитить свободу и честь своего народа, отстоять завоевания Великого Октября. Здесь, на этой земле, они повернули ход судьбы, заставив ее
идти от мрака к свету, от порабощения к свободе, от смерти к жизни»
Такие проникновенные слова я увидел на стеле в городе-герое Сталинграде, когда недавно удалось взять отпуск и отправиться в путешествие. Имя этого города на Волге известно всему миру. Оборона Сталинграда - один из ярчайших эпизодов Великой Отечественной войны. Это пример небывалого мужества и стойкости защитников. Но пока я стоял у стелы, мне в голову пришла мысль, что моя родная уральская земля тоже имеет славные страницы в своей истории, о которых хочется, а главное, необходимо рассказывать детям, помнить о трудовом и ратном подвиге уральцев, гордиться им. Позвольте провести небольшую экскурсию по городу и краю.
Для начала стоит съездить в музей боевой техники в Верхней Пышме и поглядеть на машины, с которых начинала молодая Страна Советов свои первые шаги в танкостроении. Полюбоваться на грозные, но при этом не лишенные элегантности танки, проложившие Красной Армии дорогу на Берлин, легендарных Т-34, КВ и ИС. Оценить мощь послевоенных образцов, также производившихся на Урале.
Почти каждый день проезжаю я, как и многие свердловчане, у железнодорожного вокзала, мимо памятника уральским рабочим и воинам-танкистам Уральского добровольческого танкового корпуса. Сознание при этом отказывается принимать факт, что корпус был укомплектован машинами, произведенными сверх плана, в часы, предназначенные для отдыха, на пожертвования трудящихся. Личный состав и экипажи также формировались из самих рабочих с заводов, производивших бронетехнику, необходимую Красной Армии как хлеб, как воздух.
Можно прогуляться по парку имени Маяковского и найти там памятник разведчикам-мотоциклистам того же Уральского добровольческого танкового корпуса, воевавшим на мотоциклах М-72 Ирбитского моторного завода.
А еще в Свердловске есть улица Фронтовых Бригад, по которой пролегает мой ежедневный путь на работу. Само название уже дает намек на необычность этой улицы. Казалось бы, еще одна промзона, как в любом городе страны: серые заборы, обветшалые корпуса заводов с еле прикрывающими безобразие рекламными объявлениями. «Аренда, продажа», «Склады, офисы, производство». Но когда-то именно здесь ковался вклад Свердловска в Победу. Движение фронтовых бригад организовывалось в середине 1942 года. Девиз тех дней - «В труду, как в бою». Никто не уходил домой, пока не выполнялся план. Жили люди в своих общежитиях как в блиндажах, в холоде, сырости и голоде. В цехах ветер гулял по всем помещениям, многие болели. Но все же инструмент в руках был оружием для выполнения тяжелого задания - это была линия тылового фронта. На каждом станке работников бригад стоял флажок с надписью «Фронтовая бригада». А отличившимся ставили флажок «Лучшая фронтовая бригада» на станок командира. Площадки Уралтрансмаша, Турбомоторного завода, Электротяжмаша и, конечно же, УЗТМ в дополнение к созданным в первые пятилетки производствам приняли во время эвакуации промышленности в 1941-1942 годах, по сути, еще несколько крупных промышленных центров страны. На юге города разместился киевский завод «Большевик» - будущий гигант Уралхиммаш. В Нижнем Тагиле на базе Уралвагонзавода при слиянии эвакуированных Харьковского завода им. Коминтерна и Мариупольского завода образовался Уральский танковый завод. Всего Свердловская область приняла 212 предприятий и 719 тысяч человек. Численность жителей крупнейших городов Среднего Урала, Свердловска и Нижнего Тагила за годы войны выросла, соответственно, с 423 тыс. человек до 620 тыс.; со 160,0 до 239,0 тыс.
Все у нас вокруг напоминает о трудных, суровых годах становления индустрии, о «войне в войне» - эвакуации и труде в тылу, о напряжении послевоенного восстановления хозяйства. О том, за что и почему трудились и сражались советские люди. Этот беспримерный самоотверженный труд вызывает восхищение и недоумение одновременно: «Разве способны люди создать все это в таких условиях и за такие короткие сроки?» И, прогуливаясь в выходной погожий день по Плотинке, любимому месту отдыха многих свердловчан, можно созерцать награду, которой был удостоен Свердловск, подтверждающую: смогли, сделали, выстояли… Точнее,
можно было созерцать до недавнего времени.
Так, а где же она?! Где Орден Ленина, где красные шпили-знамена?! Оказывается, устарели! Устарел подвиг Свердловска, устарел, видимо, и подвиг Сталинграда? Всего советского народа? Нехорошие вещи творятся на моей земле, прямо скажем, паскудные вещи!
Кому-то теперь можно глумиться над памятью павших и историей государства. Например, построить в Сталинграде рядом с Мамаевым курганом, где лежат плиты с именами героев-защитников, многие из которых были комсомольцами, торговый центр с названием «Комсомолл». Дозволено печатать рекламные листовки, используя лозунг «перестрой-ка!» вместе с символикой, с которой и ради которой эти комсомольцы шли на лютую смерть. Кстати, такой торговый центр есть и в Свердловске, теперь советское - это «модные бренды». А если что-то немодное? Отнесем в металлолом, так, что ли?!
Бороться с памятью пытаются по-разному. Кто-то оскверняет ее новомодными перфомансами, сам того не понимая, - как подростки, танцевавшие «гарлем шейк» на мемориале воинам срочной службы в Краснотурьинске. Кто-то расстреливает память из автомата, - в прямом смысле, как случилось с памятником комсомольцам в Сухуме. Однако те, кто пытается убить память, могут не знать фразы: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки».
Есть, очевидно, и те, кто считает, что прошлое у нас можно украсть. Тихо, ночью, авось не заметят…
Дорога в Сталинград для меня лежала через теперь уже безлюдное село Бузаево, Большеберезниковского района Республики Мордовия. Не перенесло оно «нового мышления» и последующих реформ. Там, на заросшем кладбище, лежит мой дед, Гордеев Василий Дмитриевич, один из защитников Сталинграда, прошедший от него с боями до Кенигсберга. Не было у него орденов, одна медаль «За Отвагу!». Поднять руку на награду Свердловску - все равно, что поднять руку на эту солдатскую медаль.
Глаза деда Васи, как живые, глядящие с веселым огоньком на меня с фотографии на серой плите, казалось, видят меня насквозь. Видят они и то, что творится по всей нашей большой Родине, которую он для меня отстоял. А дед мой был не один, их миллионы, воинов, кузнецов, пахарей. Глядят они, а сказать не могут, - а значит, говорить буду я!
Я спрошу за все. И я тоже не один.
Евгений Паксейкин
Суть Времени - Свердловск
Источник -
http://eot66.su/