Против ювенальной юстиции - анализ статистики и предложения ОП Свердловской области

Mar 06, 2017 10:31



Система ювенальной юстиции в России уже создана и ее надо преодолеть



Свердловская область считается относительно благополучным регионом с точки зрения отношения чиновников к семьям. Но это не значит, что пресловутых «ювенальных технологий» на Среднем Урале нет. Для того, чтобы это понять, достаточно взглянуть на статистику отобраний детей, ограничений и лишений родительских прав за последние годы.  
Анализ статистических данных по итогам мониторинга обоснованности изъятия детей из семей в Свердловской области проведенный рабочей группой Общественной палаты Свердловской области

По итогам пресс-конференции 23 декабря 2016 года Президент Российской Федерации поручил Министерству труда и социальной защиты, Общественной палате РФ и Уполномоченному по правам ребёнка проанализировать практику изъятия несовершеннолетних из семьи с точки зрения избыточно применяемых мер или неправомерного вмешательства в семью.
  [СТАТИСТИКА - нажмите, чтобы посмотреть]










































1. Число изъятых детей по ст. 77 по данным Минсоцполитики Свердловской области

- Число изъятых детей по ст. 77 Семейного кодекса РФ в 2016 г. увеличилось по всем показателям по сравнению с 2015 годом (по возрастному признаку, по социальным параметрам) в основном детей до 7 лет в многодетных семьях или семьях с  одним родителем.

- Все дети не были возвращены родителям ни в 2015, ни в 2016 г.

- Возросли цифры почти в два раза передачи детей в замещающие семьи (по сравнению с 2015 годом).

Это  свидетельствует о том, что суд принимает сторону чиновников или приемных родителей, а не кровных.
Косвенно это может указывать на нежелание работать с кровной семьей, отсутствием механизмов и рычагов для этого.

Здесь необходимо добавить из результатов по проведенному мониторингу по Постановлению № 481, что подчас на периферии нет средств и возможностей у социальных работников определить родителей на лечение по поводу алкоголизма и наркомании. Нет и рычагов для этого, так как в большинстве случаев хронические алкоголики не видят своей алкогольной (или наркотической) зависимости и не считают важным проходить курс лечения.

Для этого необходимо предоставить возможность социальным работникам иметь механизм давления на родителей с целью принудительного лечения от алкогольной (наркотической) и др. зависимостей.

- По показателям мы видим, что в таких случаях больше детей было отправлено в организацию для детей-сирот и в два раза больше подано на ограничение (лишение) родительских прав.

- Соответственно в два раза увеличилось число родителей, в основном ограниченных родительских прав и на половину увеличилось количество лишений родительских прав.

- В графе: отказано судом в ограничении/лишении родительских прав стоит ноль за 2015 и 2016 годы.

Это может означать, в том числе и то, что или родители не писали по разным причинам прошение об отказе лишать (или ограничивать) их родительские права  или суд по разным причинам принимал сторону чиновников или приемных родителей.

2. Число детей, выявленных по актам беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего, МВД (указано количество детей, помещенных в учреждения социального обслуживания населения) выросло во всех возрастных категориях по сравнению с 2015 годом. Цифры изъятых детей на - порядок выше, чем по ст. 77 СК РФ, в два раза больше и число лишений родительских прав (ограничения).

В основном это дети до 13 лет из семей с одним родителем. Напрашивается вывод, что прав представитель Следственного Комитета, когда говорит о том, что к  таким семьям в результате проверки и по фактам, выявленным в связи с незаконным изъятием детей, применяются репрессивные меры, а семьям надо просто помогать.

Основное количество детей - изъятых из многодетных семей. На втором месте, более чем в два раза по сравнению с 2015 годом, увеличилось число изъятых по безнадзорности из приемных семей.

Это свидетельствует о том, что за год было изменено (местное) законодательство и правоприменительная практика, когда в акте по безнадзорности расширили список семей, находящихся в социально-опасной ситуации, куда кроме наркомании, пьяниц и лиц с зависимостями  стали относить и  многодетные семьи, семьи, в трудной жизненной ситуации, с одним родителем и т.д.

Заключение: Такая практика недопустима. Необходимо вернуться к прежнему формату ФЗ № 120, где к семьям, находящимся  в социально-опасной ситуации относили родителей и  (или) несовершеннолетних, нарушивших  закон, которые пьянствуют, наркоманят, отбывают срок или где тунеядствуют без уважительной причины оба родителя.

Получается, что по акту о безнадзорности проходят почти все изъятия (кроме ст. 77 СК РФ) по другим поводам: по малоимущности, трудной жизненной ситуации, больных детей или родителей и др., что противозаконно.

Необходимо исключить возможность изымать детей из семьи по критериям безнадзорности, недавно включенным в ФЗ № 120, формулировки по бездействию родителей, недолжного воспитания, содержания и лечения.

Оставить прежнее (до внесения изменений) определение беспризорности и семьи, находящейся в социально-опасном положении.

* * *

3. Число детей, помещенных в институциональные учреждения по заявлению родителей (иных законных представителей) уменьшилось по всем представленным параметрам по сравнению с 2015 годом по данным, представленным прокуратурой.

Эти данные, скорее всего, говорят не о том, что нуждаемость в оказании такого рода помощи уменьшилась. Наоборот, на "дворе" мы видим кризис. Увеличилось число безработных, уменьшился прожиточный уровень.

Уменьшение общего числа обращаемых в социальные органы для временного помещения детей может быть связано не с улучшением социальной обстановки и повышением жизненного уровня этих семей, а новациями, связанными с реформированием организаций для детей-сирот в связи с вступлением в действие Постановления Правительства № 481, которым рекомендовано расформировывать большинство интернатов, куда родители могли поместить ранее  своих детей на пятидневку, (особенно в сельской местности, где родители вынуждены  ездить на работу в районный центр).

Также уменьшение количества обращений связано с изменением самой формы обращений для временного помещения в организацию для детей-сирот ребенка из-за страха родителей лишиться ребенка.

По выработанной форме, рекомендованной по Постановлению № 481 (ст. 14-16) родитель для помещения ребенка временно в организацию для детей-сирот должен заключить тройной договор с опекой и организацией для детей-сирот с передачей опекунских своих полномочий этим структурам (а не просто написать заявление с просьбой, как было раннее без всяких последствий, в отличие от нынешнего договора), что ставит ситуацию с обратным  возвратом в семью ребенка под сомнение в связи с множеством коррупционных механизмов, встроенных в эту систему оказания социальных услуг.

Так, например, в договоре имеется пункт, который обязывает родителя заключить договор об оказании услуги только в том случае, если будут соц. работниками (комиссией) проверены социально-бытовые условия проживания несовершеннолетних и семьи. При этом без согласия на то родителей происходит психологическое тестирование на наличие конфликтов в семье с выводом, который затем может повлиять на мнение опеки не возвращать ребенка обратно. Происходит собирание конфиденциальной информации о всех членах семьи, (набиранием компромата на всех членов семьи, что может служить причиной не возвращения ребенка обратно в семью по многим основаниям: по безработице, низкому прожиточному уровню, болезни родителей или детей, отсутствием ремонта в квартире или определенных вещей и  продуктов, детского места, кроватки, игрушек, наличия  пожилых родителей, разведенных или одинокого родителя, плохая успеваемость и мн. др.).

Такая информация может собираться и по межведомственным связям и регламенту о семье и ребенке (о доходах, общении, времяпрепровождении, здоровье, учебе, социальных связях и т.д.), что нарушает конституционные  права и свободы граждан, нарушает семейную тайну, конфиденциальность информации. В результате такого обследования члены комиссии могут поставить почти любую семью на учет, как находящуюся в социально опасном положении.

Проверяющие (опека, НКО и др. заинтересованные в изъятии ребенка лица) по широким критериям и основаниям, определяют семью, как находящуюся в социально-опасной ситуации и требующую государственной помощи в виде навязанного социального сопровождения с возможным помещением ребенка в организацию для детей-сирот и устройством в приемную семью.

Не удивительно поэтому, что на фоне уменьшения числа обращений (по таблице № 1) уменьшился возврат детей в кровную семью, и увеличилось количество детей,  которые остались в учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Здесь надо отметить, что до реформы сиротских учреждений организации для детей-сирот просто содержали детей на полном гособеспечении. Сейчас учреждениям предлагается частично зарабатывать самим для того, чтобы обеспечить полное покрытие бюджетных расходов учреждения. Заработок предлагается получать за счет выявления семейного неблагополучия, изымания ребенка из семьи, навязывания социального сопровождения семье, поиском приемных родителей, их обучением и дальнейшим сопровождением.

Получается прямая заинтересованность организаций для детей-сирот в нахождении неблагополучных семей.

Необходимо изменить систему работы организаций для детей-сирот для исключения конфликта интересов. Необходимо стимулировать, в том числе материально социальных работников за возврат детей в кровную семью.

* * *

4. Число детей, помещенных в институциональные учреждения по личному заявлению самого несовершеннолетнего.

По показателям относительно 2015 года в 2016 году возросло число обращений детей от 8 летнего (школьного возраста).

Возрастание этого показателя не обязательно связано с тем, что с этого возраста детей стали больше обижать. Информирование детей о "своих правах" побуждает младших школьников (еще не достаточно зрелых для того, чтобы объективно судить о ситуации и  только научившихся писать, уже жаловаться на своих родителей или законных представителей), что ведет к разрушению родительского авторитета и детско-родительских отношений. Это подтверждается увеличением жалоб почти вдвое в многодетных  и приемных семьях, а так же значительно возросшими цифрами возврата детей в кровную семью.

Отсюда можно сделать вывод, что в младшем и возможно среднем школьном возрасте детям не полезно рассказывать о том, что у  них есть особые права, а родители могут их нарушать и можно жаловаться на родителей в прокуратуру, в Европейский суд по правам человека. Таким образом подрываются доверительные отношения между детьми и родителями и внушается, что главные защитники детей - это не родители, а правозащитники и Европейский суд.

* * *

Рекомендации Общественной палаты Свердловской области по итогам общественного мониторинга изъятия детей из семьи в Свердловской области

1. Государственной Думе РФ

Предложения конкретизированы в отдельном документе по изменению законодательно-нормативной базы.

1.1 Внести изменения в Семейный кодекс Российской Федерации для изменения порядка и основания отобрания детей из семей без решения суда, об основаниях лишения/ограничения родительских прав.

1.2 Внести изменения и дополнения в российское законодательство, устраняющие правовую неопределённость норм, позволяющих органам межведомственного взаимодействия изымать ребёнка из семьи без законных на то оснований.

1.3 Внести изменение в российское законодательство, вернув практику лечебно-трудовых профилакториев для лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией по решению суда.

2. Органам МВД Свердловской области

2.1 Обязать сотрудников ПДН составить планы индивидуальной профилактической работы по реабилитации и ресоциализации каждой семьи, находящейся в социально-опасном положении, состоящей на профилактическом учёте, в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

2.2 Провести проверку законности вынесения постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела по отказным материалам по жалобам граждан на незаконное изъятие детей из семьи.

3. Органам социальной защиты Свердловской области

3.1 С семьями, и гражданами, находящимися в трудной жизненной ситуации заключать социальные контракты в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственной социальной помощи" для оказания помощи по выводу семьи из кризиса;

3.2 Составить конкретные индивидуальные программы, в соответствии с ФЗ № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», всем семьям и гражданам, состоящим в регистре получателей социальных услуг.

4. Органам прокуратуры Свердловской области

4.1 Создать, на базе городских прокуратур методические центры  для проведения семинаров для юристов и работников системы межведомственного взаимодействия по ознакомлению с изменениями российского законодательства, с судебной практикой. Привлечь для проведения семинаров судей и работников прокуратуры.

4.2 Провести проверку работы Центров занятости населения - нет ли нарушений законодательства при постановке граждан на учёт, а также злоупотреблений при выплате пособий;

4.3 Провести проверки ВТЭК, нет ли нарушений прав граждан при определении инвалидности;

4.4 Провести проверки органов местного самоуправления по соблюдению очерёдности предоставления муниципального жилья многодетным семьям, а также гражданам, имеющим право на внеочередное, первоочередное предоставление жилых помещений;

4.5 Провести проверки соблюдения прав граждан при постановке на учёт для предоставления мест в детских садах, и соблюдение очерёдности предоставления мест;

4.6 Провести проверку исполнения законодательства по назначению и выплате пособий на содержание детей;

4.7 Наладить работу прокуратуры по инициированию подачи заявлений по ограничению в дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками  на основании ст. 30  Гражданского кодекса РФ и главы 31 Гражданского процессуального кодекса РФ;

5. Министерству образования Свердловской области

5.1 Ввести в старших классах средних школ (с 16-летнего возраста) предметы "Нравственные основы семейной жизни" или "Этика и психология семейной жизни";

5.2 Возложить на учителей образовательных организаций обязанность по проведению лекций на родительских собраниях на актуальные темы по воспитанию несовершеннолетних.

6. Органам исполнительной власти, местного самоуправления Свердловской области

6.1 Организовать проведение психологами и педагогами лекций по этике и психологии семейной жизни для молодожёнов в органах ЗАГСа;

6.2 Ввести курсы лекций психологов для беременных женщин и супругов при женских консультациях на актуальные темы, в том числе - по воспитанию детей; направленные на профилактику отказов от детей.

7. Уполномоченному по правам ребёнка в Свердловской области совместно с членами мониторинговой группы

7.1 Провести проверку всех учреждений/организаций различных форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предмет законности изъятия детей из семей и помещения их в детские заведения, удержания их в детских заведениях.

Источник: Общественная палата Свердловской области

ЮЮ, РВС, дети, семья, ОП СО

Previous post Next post
Up