Драма уничтожения зодчества книгопечатанием

Sep 17, 2015 13:30



На днях, читая "Собор Парижской богоматери" Виктора Гюго, был  поражен метафоричной картиной, которую автор нарисовал, описывая великую культурную драму человечества. Драму уничтожения зодчества книгопечатанием. Человеческое мышление, изменяясь в процессе развития, ищет новые формы для собственного выражения. И если, приблизительно, до XV века,  главные идеи поколений люди выражали и доносили через зодчество, то с изобретением книгопечатания, был найден новый материал. Намного дешевле, с куда большими возможностями распространения среди людей. А значит и донесения идей и образов до широчайших масс.


Оригинал взят у gur_ar в Что мы строим?

Изобретение книгопечатания -  величайшее  историческое событие. В  нем зародыш всех  революций. Оно  является совершенно новым средством выражения человеческой  мысли; мышление облекается в новую форму, отбросив старую. Это означает,  что  тот  символический змий, который со времен Адама олицетворял разум, окончательно и бесповоротно сменил кожу.



Однако  с той минуты, как зодчество сравнялось с другими искусствами, с той минуты,  как оно  перестало  быть  искусством всеобъемлющим,  искусством господствующим,  искусством  тираническим,  оно  уже не в  силах  сдерживать развитие прочих  искусств. И они  освобождаются,  разбивают ярмо  зодчего  и устремляются каждое в свою сторону. Каждое из них от этого расторжения связи выигрывает. Самостоятельность содействует росту. Резьба  становится ваянием, роспись  -- живописью, литургия -- музыкой. Это  как бы расчленившаяся после смерти своего  Александра  империя, каждая  провинция которой превратилась в отдельное государство.    Вот  что  породило Рафаэля, Микеланджело,  Жана Гужона, Палестрину этих светочей лучезарного XVI века.



Сам по себе это захватывающий процесс, гениально описанный Виктором Гюго, но, как уже говорил, меня поразила метафора, которой он описал вхождение книгопечатания в жизнь человечества. И к каким выводам, используя, ее же, мы можем прийти, оценивая  современность.

Это строение необозримо. Какой-то статистик вычислил, что если наложить одна на другую  все  книги, которые печатались со времен Гуттенберга, то ими можно заполнить расстояние  от Земли до Луны; но мы  не намерены  говорить о такого рода величии. И все же, когда  мы пытаемся мысленно представить  себе общую картину того, что  дало  нам  книгопечатание вплоть до наших  дней, то разве не возникает перед нами вся совокупность  его творений как исполинское здание, над которым неустанно трудится человечество  и  которое  основанием своим  опирается на  весь  земной  шар,  а  недосягаемой вершиной  уходит  в непроницаемый туман грядущего? Это какой-то муравейник  умов. Это улей, куда золотистые пчелы воображения приносят свой мед.



В этом здании тысячи  этажей.  То тут,  то  там  на их площадки выходят сумрачные пещеры науки,  пересекающиеся в его недрах.  Повсюду на  наружной стороне  здания  искусство щедро  разворачивает перед  нашими  глазами  свои арабески, свои розетки, свою  резьбу. Здесь  каждое отдельное  произведение, каким  бы  причудливым и обособленным оно ни казалось, занимает  свое место, свой выступ. Здесь все исполнено гармонии Начиная с собора Шекспира и кончая мечетью Байрона, тысячи колоколенок громоздятся как попало в этой метрополии всемирной мысли.  У  самого  подножия  здания воспроизведены  некоторые  не запечатленные зодчеством древние хартии человечества. Налево от входа вделан античный барельеф из белого  мрамора -- это Гомер, направо -- многоязычная Библия  возвышает  свои  семь  голов  Дальше щетинится гидра Романсеро и некоторые другие смешанные формы, Веды и Нибелунги.

Впрочем, чудесное здание все  еще остается  незаконченным. Печать, этотгигантский  механизм,   безостановочно выкачивающий  все  умственные   соки общества, неустанно извергает из своих  недр  новые  строительные материалы. Род человеческий -- весь на лесах Каждый ум -- каменщик. Самый  смиренный из них заделывает щель или кладет свой камень -- даже Ретиф де ла Бретон  тащит сюда  свою корзину, полную строительного  мусора. Ежедневно вырастает  новый ряд  каменной кладки.  Помимо отдельного,  самостоятельного  вклада  каждого писателя,  имеются   и  доли,  вносимые  сообща.

Восемнадцатый   век   дал Энциклопедию, эпоха революции создала Монитор.
Итак,  печать  --  это тоже сооружение, растущее  и взбирающееся  ввысь бесконечными  спиралями;  в  ней  такое  же смешение  языков,  беспрерывная деятельность,  неутомимый труд,  яростное соревнование всего человечества; в ней -- обетованное  убежище для мысли  на случай  нового всемирного  потопа, нового нашествия варваров. Это вторая Вавилонская башня рода человеческого.  
Свой роман Гюго написал в XIX веке. С тех пор, описанное им здание увеличилось, на несколько порядков. Материалами для возведения этой башни стали еще радио, телевидение, кино и Интернет. Строительство ускорилось в тысячи раз. Теперь даже не нужно переносить на бумагу свои мысли и идеи, чтобы они дошли до миллионов и миллиардов людей. Здание неимоверно усложнилось и по своей конструкции. Появились новые течения в искусстве. Наука и философия дали огромное количество ответвлений в самостоятельные области, за последние 200 лет. Уже практически каждый человек может участвовать в строительстве - технический прогресс дал для этого возможности.

Но, люди! Что мы строим?! В погоне за скоростью и количеством мы начали сооружать уродливого монстра, который в конце концов и обрушиться на нас своей сикстилион тонной тушей. Пока люди свою мысль воплощали в камне, они не могли тратить свое время и жизнь на уродство. Поскольку уродство не будет востребовано. По мере развития творческий процесс облегчался и становился все доступнее. Теперь нет ни у кого проблем с написанием текста или мелодии, рисованием, фотографированием и прочим творчеством. И образования хватает и технические возможности есть. Гуманисты прошлого могли только мечтать об этом. С такими возможностями можно тянуть человека вверх с быстротой несопоставимой с прошлыми веками. Воспитывать его, открывать ему новые горизонты.

Какие горизонты нам сегодня открывает ТВ, при всех его огромных возможностях? Что преобладает в Интернете? Уже дошло до того, что мне в библиотеке недавно предлагали книгу "50 оттенков серого". Какие фильмы идут в кинотеатрах? Что это за дрянь мы соорудили, которая сначала изуродует наших детей, а потом совсем доведет планету до состояния выжженной пустыни. И это уже не метафора. Успеем ли мы провести работу над ошибками до того как рухнет и эта Вавилонская башня.

Источник

литература, разум, архитектура, история, культура

Previous post Next post
Up