Верхняя Пышма и гражданская война на Урале. Разгром... и Победа

Nov 07, 2014 16:05


Быстрая переброска противником сил с Лысьвенского и Кунгурского направлений на Екатеринбург решила исход боя в пользу белых



<<< Предыдущая часть ... «Услышав за заводом в тылу у красных оживлённую стрельбу, фронтальная группа чешских войск обстреляла позиции неприятеля из артиллерии и перешла в наступление. Слева двигались 10-я и 11-я роты 2-го полка, центр занимала 2-ая Курганская рота, справа шли 5-я и 7-я роты 6-го полка. Левое крыло чехов вскоре соединилось с офицерской ротой, находившейся в Медном руднике (примерно в месте расположения современных улиц Ключевская и Рудничная)».

В боях смертью храбрых погиб пулемётчик Каменский. Вот как зафиксировал это событие белогвардеец Кручинин. «В этот момент в центре цепей появилось трёхдюймовое орудие. Артиллеристы штабс-капитана Куликовского на руках выкатили пушку шагов на пятнадцать перед линией. Вставший за наводчика И.И. Куликовский первым же выстрелом разбил красный пулемёт». Стрелок Р.С. Ржегоунек более конкретно описывает факт боя: «Здесь оказались основные силы неприятеля такого сорта, с каким мы до этого не встречались. Он окопался, и несмотря на то, что мы истратили почти по 300 патронов, он не трогался с места. Ободряя своих бойцов, их командиры перебегали между деревьями и казались неуязвимыми несмотря на наш сосредоточенный огонь. В какой-то момент стрельба стихла, и против нас появилась женщина с белым платком в руке. Казалось, она идёт на переговоры. Но она нас обманула. Приблизившись, она спряталась за дерево, а мы увидели за ней бойца с пулемётом. Боец, прикрытый женщиной, выбирал лучшую позицию для пулемёта, из которого и начал стрелять. Из критического положения нас выручил капитан Куликовский, нами обожаемый русский, бравший с нами ещё Петропавловск. Он выкатил своё орудие перед нами и первым же выстрелом разбил пулемёт».

Данные боевые действия происходили, вероятно, за современной улицей Петрова и восточнее городского кладбища - территориально описание боёв уже сдвинулись от самого посёлка Медный рудник.

«Фронтальная группа пробивалась с трудом, преодолевая укреплённые сектора. Неприятель постоянно переходил в контратаки, стремясь использовать каждую заминку у чехов. Пока фронтальный отряд не подошёл, Обхватной группе подпоручика В. Ридла пришлось нелегко. Преследуя бегущих из окопов красных, группа разорвалась на части. Левый фланг - взвод 3, 4-й и Ударная рота - преследовал неприятеля на северо-восток к господствующим высотам. (Городское кладбище Верхней Пышмы и есть та самая господствующая высота.) 2-я и 3-я роты отстали, а у тракта осталась одна 1-я рота, выславшая на север небольшой дозор. От Балтыма показалась красноармейская цепь, открывшая огонь из винтовок и пулемётов. Следом за ней по Верхотурскому тракту от Балтыма шли в колоннах сильные резервы. Дозор 1-й роты с прапорщиком Неквасилом бегом бросился обратно. Прапорщик развернул свой взвод поперёк тракта и открыл огонь по красным. Подбежали стрелки остальных взводов. И вся 1-я рота составила цепь. К её правому крылу примкнула Ударная рота. И атака красных была приостановлена. Неприятель стал обтекать фланги, но подошедшая 2-я и 3-я роты продолжили левое крыло. 4-я рота продолжила правое крыло. Красные наступали на центр и пытались схватить фланги. И только подход фронтального отряда позволили парализовать эти охваты противника».
   

«После соединения Обхватного и фронтального отрядов штабс-капитан Жак стал выстраивать общую боевую линию для наступления на село Балтым. Слева были казаки и 3-я офицерская рота, затем 2-я, 3-я, 1-я, Ударная рота, 4-я рота и взвод 3-й роты чешского полка. Справа к ним примкнули 5-я и 7-я роты 6 полка и 10-я, 11-я роты 2-го стрелкового полка. Линию замыкала справа Курганская рота. Пока линия выстраивалась, красные нажали на центр. 1-я рота, у которой закончились патроны, готовилась к штыковому бою». Большую помощь наступавшим белым оказала конная батарея штабс-капитана Куликовского - расчищая им дорогу картечным огнём. Кроме того, казачья сотня атаковала красных с тыла.

Командир 3-го Екатеринбургского полка И. А. Онуфриев писал в своих воспоминаниях, что в этом бою у Пышмы он был тяжело ранен. Выбыли из строя все ротные и оба батальонных командира. Таким образом, 3-й Екатеринбургский полк потерял весь свой командный состав, начиная от командира полка и кончая командирами взводов. Фактически, соединение можно было считать выбывшим из строя.

Несмотря на это белогвардейский командир всей операции, штабс-капитан М. Жак отмечал: «Отступление организованно по австрийской модели. Давали несколько ружейных залпов, несколько пулемётных очередей и отходили. Постоянно повторяя этот приём и всё дольше задерживаясь при стрельбе. Деревня Балтым была укреплена по немецкому образцу. Крепость в миниатюре. Везде были заграждения, дома были соединены траншеями. Велась стрельба с деревьев, марш к бою проходил в масках. Немецкая штормовая тактика».

Тем не менее, отсутствие у 2-й бригады красноармейцев нужных резервов и связи с соседями, а также большое превосходство белых вынудили части красноармейцев к отступлению. «На поле боя и по пути отступления на исходные позиции полк оставил около 250 убитых и раненных (400-500). Вывезти в тыл раненых удавалось не всегда. В боях погибли смертью храбрых командиры рот Сапожников В.Ф., Воронков М.М., И. Михайловский, командир взвода М.А. Ушаков, пулемётчик Каменский, бойцы В.Н. Смирнов, И. Пьянков, И. Ладейщиков, Семён Сысоев, К. Мишарин и другие», - свидетельствуют красногвардейские очевидцы.



Вот они, уральские драгоценности, - дорогие нашему сердцу красноармейцы. Все герои, как и Оберюхтин, были борцами с самодержавием. В историческом музее города Верхняя Пышма указан 41 человек - это далеко не полный, но большой список - список красногвардейцев, погибших в боях за посёлок Медный рудник, село Балтым и деревню Пышму. Они, как говорил председатель ревкома Черемных Ф.Н., «первыми шли на защиту советской власти». Они - настоящие изумруды русской революции.

Все имена узнать, увы, нам не удастся - тела всех убитых и раненых красноармейцев беляки сбросили в старую шахту. Восстановлена пока только 41 фамилия. Хоронили же их спустя год, после освобождения Екатеринбурга от белогвардейцев - город был освобождён от Колчака 15 июля 1919 года, а похороны героев нашего рассказа прошли 10-18 августа 1919 года.

В этом мемориале нет и не могло быть тел белогвардейцев. «Стрелок 2-й роты 3-го стрелкового Яна Жижки полка Р. С. Ржегоунек сообщал, что чехи потеряли 38 человек убитыми. Все погибшие чехословаки были отвезены в Екатеринбург (сразу в 1918 г) и захоронены в братских могилах на Михайловском городском кладбище» по свидетельству атамана Кручинина. При этом очевидец указывает количество убитых поротно и даже пофамильно. Находиться в верхнепышминском кладбище они не могли, потому что этого кладбища ещё целый год физически не существовало.

Да и подобное захоронение трупов белогвардейцев было бы кощунством к памяти погибших и зверски изуродованных красноармейцев, которых достали из старых шахт и похоронили в Медном руднике. Наши земляки плакали и чествовали героями только красноармейцев. И другого быть не могло.

Ибо кто такие белочехи? Это интервенты. Кто такие белогвардейцы? Это злодеи и человеконенавистники, предтеча фашистам. Яркий тому пример - полковник Гайда. Вернувшись в Чехию, он стал лидером чехословацких фашистов. Там он неоднократно избирался депутатом парламента и предпринимал многочисленные попытки организовать путч, несколько раз арестовывался. Позже, во время нацистской оккупации, этот Гайда, уже генерал, сотрудничал с немецкими фашистами - с оккупантами!

И «слава» о Гайде осталась соответствующая: так, Владимир Маяковский писал в своем известном произведении «Екатеринбург - Свердловск» о тех уральских местах, где «порол Пепеляев, свирепствовал Гайда, орлом клевался Верховный Колчак». "Слава" о садистах неизгладима.

Заключение. Революция защищается

Контрудар красных на Урале под Екатеринбургом имел отнюдь не только местное значение (для городов Екатеринбурга, Верхней Пышмы, села Балтым, деревни Пышмы и Билимбая). Нет, тем и значимы подвиги наших дедов, что значение боёв на Верхней Пышме имели стратегическое значение - значение общероссийское.

Уже сами участники событий правильно оценивали политические факты. «Наступательная активность Средней дивизии оказалась для противника большой неожиданностью. Она вынудила его приковать основные силы к её боевому участку (к фронту Билимбай - Таватуй - Верхняя Пышма - Монетная) и бросить на свой правый фланг часть резерва, предназначенного для операции в Поволжье».

Беляк Кручинин В. В. кручинится о том же: «На Западноуральском и Пермском направлениях шли незначительные бои, удачные для чехов. Только на обоих крыльях растянутого Северо-Уральского фронта положение было тяжёлым. Красные в районе Егоршино предприняли успешное контрнаступление вдоль железной дороги на Богданович. Левая колонна подполковника Панкова была разбита и откатывалась к станции Кунара. На Красноуфимском направлении штабс-капитану Заделову было ещё тяжелее. Он отступил от Бисертского завода. Нарастала опасность захвата станции Дружинино, что привело бы к охвату Кузинского железнодорожного узла».

Правильно все понимает казачий атаман, да мелко мыслит. Первое, что выиграли красные в боях под Верхней Пышмой - это время. За те недели Коммунистическая партия провела большую организационную работу: собрала множество собраний, конференций, митингов на заводах. Порайонно в городах, по деревням и сёлам. В результате этих митингов и конференций успешно прошла мобилизация в Москве, Петрограде, в других городах и районах страны.



«Тыл посылал фронту лучшие красноармейские части. На Волгу и Урал прибыли Московский революционный полк, 2-й, 6-й Петроградские полки, Курская бригада в составе трёх полков, Витебский, Минский, Карельский, Тверской, Новгородский и другие полки. Пополняется и укрепляется Волжская военная флотилия. С Балтики по Мариинской водной системе на пополнение флотилии прибыли три миноносца и плавучая флотилия. Красноармейцы и моряки отправлялись с большим революционным подъёмом, с одним стремлением - разгромить контрреволюцию».

Руководство советской России хорошо понимала заслугу уральских боёв. В связи с освобождением Казани и Симбирска, Реввоенсовет республики посылает благодарность 13 сентября 1918 г - сразу же! - посылает благодарность 3-й армии:

«Передайте доблестным воинам 3-й армии, что Казань и Симбирск вырваны из рук врага и враги потрясены и расстроены, бегут под напором наших революционных сил. Передайте вверенным вам войскам, что огромная доля заслуги в этом достигнутом нами успехе падает на части и мужество вашей армии. 3-я армия под вашим умелом руководством с честью, славно выполнила свою боевую задачу. С затаённым вниманием Военно-революционный Совет и в его лице вся наша страна следила всё время за действием ваших войск, которые не дали противнику возможности перебросить свои резервы и тем самым спасли остатки 2-ой армии и заранее решили участь Казани и Симбирска».

И не только Казани и Симбирска. В эти же августовские дни вёл тяжёлую оборону красный Царицын (в годы Гражданской войны Царицын три раза оборонялся). И в первую оборону Царицына, где ещё не было регулярных войск, а были разбитые добровольческие части, пришедшие из Харькова и Луганска. В первую оборону Царицына мы, красноармейцы Урала, в боях на Пышме, помогли Царицыну! Помогли Сталину!

«Командование екатеринбургского (белого) гарнизона запрашивало помощь в Челябинске. Генерал-майор В.В. Голицын докладывал обстановку под Екатеринбургом генералу Ханжину М.В. и считал положение серьёзным. Генерал Ханжин М.В. обещал отправить на помощь Екатеринбургу польский легион и три роты 3-го Миасского полка горных стрелков».

Таким образом, белогвардейские вооружённые силы не были в это время привлечены в зону действия Нижнего Поволжья против 4-й армии Восточного фронта. А красные части под Царицыным в ожесточённых боях с 15 августа по 20 августа истощили, обескровили белогвардейские войска, и подготовили тем самым условия для его разгрома. С 23 августа красноармейцы от Царицына перешли в наступление, к 6 сентября отбросили беляков далеко за Дон.

...Любят современные историки рассказывать о неудачах красных: о Невьянском мятеже, о мятеже Воткинского и Ижевского районов. Тычут и тычут они нам в нос фактом Пермской катастрофы - в которой из 35-ти с лишним тысяч красных войск было убито 18 тысяч красногвардейцев… Да и сколько было потеряно эшелонов с боеприпасами, продуктами и вооружением (!) - пять тысяч вагонов, тысячи пулеметов, несколько бронепоездов! Более того. После взятия Перми 24 декабря белые дошли до Глазова и были на пороге к Котласу. Тем самым, объединившись с вооружёнными силами белогвардейцев и интервентов Приморья, они смогли бы получить более короткое плечо перевозок из Европы в Архангельск (по сравнению с плечами перевозок с Европы во Владивосток, от Владивостока до Вятки).

Но вроде и силы были те же: сибирская армия Гайды. И полководцы были те же... Кто взял Нижний Тагил? Тот самый полковник Войцеховский, блестяще проведший операцию под Верх-Нейвинском. Да, и сил стало больше, и полководцы стали искуснее. Да срок уж не тот!

Не с 7 августа, а с 28 ноября 1918 г продолжилось наступление на Пермь. Летом прервалось наступление, и вернулись вооружённые силы под Екатеринбург, отбив контрудар красных на Верхней Пышме. И побитых красных немало: более 250 убитых, более 400 раненых. Но победа беляков - пиррова!

Как и в Куликовской битве, много, много было жертв у красных войск под Пышмой. И также как в древней Руси вновь - после Куликовской битвы - войска Золотой орды пошли на Русь. Так и беляки. Напали они вновь в пермском направлении, и добились блестящего успеха - самого блестящего успеха из белых побед. Самого катастрофичного для красных. И дошли аж до самой Вятки! Однако стратегическая победа осталась за красноармейцами - за теми бойцами, которые пали здесь, на нашей земле: в Пышме, в Медном руднике и в Балтыме. Победа осталась за Советской властью!

Бои на Верхней Пышме - это своеобразная Куликовская битва во время Гражданской войны. Это наш, земляки, боевой вклад в строительство социализма.

Василий ГАНЬЖИН

vasvikt - Верхняя Пышма: изумруды русской революции - часть I, часть II, часть III, часть IV

7 ноября, гражданская война, революция, большевики, Верхняя Пышма, история

Previous post Next post
Up