"Русский Ислам" Гейдара Джемаля

Mar 04, 2013 03:10

Оригинал взят у uehlsh в "Русский Ислам" Гейдара Джемаля

В 2000-2001 годах начался второй этап исламизации России.Попытка исламских радикалов работать с этническими мусульманами России, предпринятая на первом этапе, оказалась недостаточно успешной. Как уже было отмечено ранее, мусульмане России исповедуют «мягкий» вариант ислама. Исламские радикалы принесли с собой совершенно иной, «жесткий» тип ислама. И это вызвало определенное отторжение у традиционных мусульман.
Поэтому на новом этапе радикальные исламисты попробовали работать уже не с этническими мусульманами, а с этническими русскими.Такое явление, как новообращенные русские мусульмане, существовало и до того. Однако число этих новообращенных было невелико. В ислам переходили, в основном, следующие категории населения.
Первая, самая многочисленная категория - русские женщины, вышедшие замуж за мусульман (значительно реже в России в ислам переходят мужчины, женившиеся на мусульманках).


Вторая, не слишком многочисленная категория - пленные, принявшие ислам в Афганистане либо Чечне.
Третья категория - лица, занимающиеся «духовными поисками». Кто-то из них пришел в ислам через увлечение мистикой (суфизмом). Кто-то - вследствие длительного изучения коранических текстов.В целом общая численность новообращенных, принадлежащих к трем этим категориям, оценивается экспертами в 2-3 тысячи человек.
Однако в результате целенаправленной работы исламистских пропагандистов появилась четвертая категория новообращенных русских. Вследствие распада СССР значительная часть населения России оказалась погружена в тяжелый социально-экономический кризис и духовный вакуум. Исламисты выискивали «потенциальных мусульман» в основном в депрессивных регионах, где русская молодежь не имела фактически никаких социальных перспектив. Исламисты давали такой молодежи средства к существованию, зачастую их отправляли на учебу за границу с последующим трудоустройством. К тому же предоставляли нематериальную помощь: став членом мусульманской общины, русский обретал, во-первых, психологическую поддержку общины, во-вторых, новые смыслы.Приведу текст, в котором воспроизводится типичный пропагандистский набор аргументов в пользу того, почему русские должны принять ислам: «Тема России теряет свою актуальность. Тенденции ее внутренних изменений неизбежно ведут к ее погибели. Судите сами: вырождение, пьянство, разврат, нищета, коррупция, "бегство капиталов", "утечка мозгов", деление общества на "лохов" и "крутых", разбазаривание национальных богатств, отсутствие реальной оппозиции, джихад в Чечне… Только исламизация России может ее спасти. Разрешенное пророком Мохаммадом многоженство улучшит демографическую ситуацию. Исламизация решит проблему пьянства… Традиционные ценности Ислама уберегут от разврата и коррупции… Исламский налог в пользу бедных (закят) решит проблему нищеты. Исламизация русских уничтожит противостояние между мусульманскими и немусульманскими регионами внутри России. И сделает страну более монолитной».
В начальной - активной - фазе второй войны в Чечне (1999- 2000 гг.) российские газеты запестрели сводками о терактах, осуществленных русскими террористами-смертниками, принявшими ислам, об участии русских мусульман в подрыве газопроводов, о том, что русские мусульмане воюют на стороне чеченцев. Сообщалось, что общины русских мусульман появились в Астрахани, Ульяновске и других городах. Особенно бурно процесс развивался в Поволжье.Ответом руководства Приволжского федерального округа (ПФО) на эту угрозу и стал проект «Русский ислам». Данный проект разрабатывался в течение 2000 и 2001 года командой Полномочного представителя президента России в ПФО Сергея Кириенко, возглавившего округ в мае 2000 года. Ключевая роль в разработке проекта принадлежала Центру стратегических исследований Приволжского федерального округа (ЦСИ ПФО), созданному сразу же после вступления Кириенко в должность полпреда. А главным «рупором», дававшим многочисленные публичные разъяснения по поводу проекта, стал Сергей Градировский - советник Кириенко по конфессиональной политике и одновременно руководитель проектного направления ЦСИ ПФО. Проект «Русский ислам» был представлен руководству страны в 2001 г. Приволжский федеральный округ фактически сделал заявку на то, чтобы стать своеобразным полигоном, на котором отрабатывалась бы модель «правильных» взаимоотношений с исламом.
В дальнейшем «накопленный позитивный опыт» должен был быть применен в других регионах России, где проживают мусульмане. Авторы обосновывали свой проект исходя из следующих посылок.В Поволжье сложилась опасная ситуация. На территорию уже проник и действует радикальный ислам. Местные мусульмане ничего не могут ему противопоставить, так как слабы в идейном отношении. Молодая, активная часть мусульман Поволжья получает образование либо за рубежом (в основном в Саудовской Аравии и других странах Персидского Залива), либо в учебных заведениях, открытых в регионе выходцами из тех же стран. Продукты идеологической направленности (литература, фильмы, публицистика), задающие образцы поведения мусульман России, также производятся в основном за пределами РФ. Таким образом, существует опасность, что активная мусульманская молодежь региона окажется абсолютно отчуждена от российской культуры.С учетом демографических факторов (резкое снижение рождаемости у русских и достаточно высокое воспроизводство у мусульман) это означает, что в недалеком будущем в регионе будет проживать мусульманское большинство, совершенно не отождествляющее себя с российской государственностью. Эта среда станет хорошей почвой для распространения экстремистских воззрений.По мнению авторов проекта, такому ходу событий надо решительно воспрепятствовать. Для этого необходимо под патронажем российской власти выстроить национальную мусульманскую школу, которая пользовалась бы среди российских мусульман большим авторитетом, чем приезжие учителя из арабских стран (в их числе попадаются радикальные исламисты). Необходимо создать в России собственную мусульманскую богословскую школу; открыть новые мусульманские учебные заведения; создать единую систему мусульманского религиозного образования; и главное - принять русский язык в качестве одного из основных языков ислама. Если единым языком межнационального общения мусульман России не станет русский, то его заменит арабский - со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Итак, «русский ислам» - это мусульманская традиция, которая произрастает в русской культуре, использует русский язык и отождествляет себя с российской государственностью. Казалось бы, а что в этом плохого? Но многочисленные публичные комментарии и разъяснения авторов проекта позволяют уточнить картину. С учетом этих разъяснений, получается, что в виду имелось все-таки следующее. После распада Советского Союза русские дезориентированы и ослаблены. Численность русских катастрофически уменьшается. У русских нет энергии, чтобы и дальше играть роль государствообразующей нации. Они не могут более удерживать в своем поле нерусско-культурное население. Как пояснил Сергей Градировский, «"русскость" стала настолько слабой закваской, что нуждается в ряде других идентификационных подпорок. Все это, конечно же, проявление исторической дряхлости - вызов, который многие не хотят принять».Тот же Градировский заявил: «Когда люди опасаются столкновения с чужими идентичностями, оберегая свою самость, - это свидетельство цивилизационной усталости. Россия сегодня напоминает мне старого человека, который замкнулся в своем ветшающем доме и больше всего на свете боится перемен». «Дряхлым» русским Градировский противопоставляет полных энергией мусульман: именно исламский сегмент русской культуры в условиях деградации остальных сегментов имеет все шансы для того, чтобы в недалеком будущем превратиться в основную и направляющую силу российского общества. (Невозможно не заметить определенного сходства проекта «Русский ислам» с проектом исламизации России, описанным в упомянутом выше романе «Ярость».)
Примечательно, что, по Градировскому, свою изначальную государствообразующую функцию утратили не только русские, но и столица русских - Москва. Сегодняшняя Москва - «это отдельный супергород, включенный в мировую систему супергородов. И России он принадлежит куда меньше, чем этой системе». Но если Москва уже не принадлежит своей стране, то она не может более выполнять свою традиционную роль - роль централизатора, собирателя земель.Таким образом, авторы проекта «Русский ислам» фактически призывали признать исчерпанность русского этноса и Москвы как центра собирания русского этноса. И предлагали сделать историческую ставку на российских мусульман. В качестве же нового центра, откуда начнется движение новой (мусульманской) России, авторы проекта называли ПФО: «ВолгоУральский регион (ПФО занимает львиную долю его территории) - это новый homeland России, "опорная земля" Российской Федерации… Все интересное, наиболее значимое для будущего России будет происходить именно там».
Следует обратить внимание на весьма существенный момент.Авторы проекта «Русский ислам» вовсе не настаивали на том, чтобы немусульмане в массовом порядке приняли ислам. Речь шла об изменении характера и качества российской элиты путем инкорпорирования в нее значительного количества представителей ислама - и вот тогда у страны якобы появится шанс на возрождение.
       Давая оценку проекту «Русский ислам», эксперты, во-первых, обнаружили в нем явные отголоски программных заявлений Гейдара Джемаля. Джемаль неоднократно называл современное российское государство «бесперспективным, недееспособным придатком США» и призывал признать разрушение России в ее нынешнем виде величайшим благом. Джемалю также не чужда мысль о том, что представители исламской общины в РФ должны занять ключевые посты в государстве.Во-вторых, эксперты оказались достаточно единодушными во мнении, что массовое издание исламской религиозной литературы на русском языке, использование русского языка в богослужебной практике, введение обучения теологическим дисциплинам на русском языке нисколько не препятствует проникновению на территорию РФ радикального ислама. Но, напротив, способствует массовому распространению ислама среди русскоговорящего населения в неблагополучных районах.В целом отношение к проекту оказалось негативным.Наиболее жесткой критике проект был подвергнут со стороны православных экспертов. Они обвинили авторов проекта в том, что те выступают в роли «троянского коня», преследуя на деле «исламизаторские» цели - разрушение российского культурного пространства и обращение в ислам правящей элиты страны.
         Резкое неприятие проект вызвал и у представителей общины новообратившихся мусульман «Прямой путь», возникшей в 2000 году. Председатель общины, бывший православный священник Али Вячеслав Полосин, и сопредседатель общины, переводчик Корана Иман Валерия Порохова, в частности, писали: проект оскорбляет этнических мусульман «попытками русификации их сложившихся веками национально-религиозных традиций (против чего они постоянно боролись), а новообратившихся мусульман он выставляет такими радикальными "реформаторами" Ислама, каких не было за всю историю его существования. Чего стоит одна только цель авторов проекта - перевод намаза на русский язык! Подобного не делали и не делают ни тюркские народы, доминировавшие в халифате, ни персы-шииты, ни новообратившиеся народы Малайзии, Индонезии и т.д.».
         Сходное отношение к проекту «Русский ислам» выразило мусульманское духовенство Поволжья. Исторически сложилось, что языком проповедей в мечетях Поволжья и ряда других регионов проживания татар являлся татарский язык. После распада СССР, в связи с миграционными потоками из Средней Азии и Кавказа, во многих российских городах произошел «компромиссный» переход на русский язык. «Пришельцы», зачастую оказывавшиеся более исламизированными, чем «местные», привыкли к проповедям на арабском языке и не воспринимали татарский. А «местные» не были готовы переходить на арабский. В итоге языком проповедей становился русский язык (проект «Русский ислам» - возможно, неуклюже - пытался учесть эту действительно имеющую место тенденцию).Вопрос о том, кто в перспективе удержит доминирование в регионе - татары (которые, как и другой многочисленный народ Поволжья - башкиры, давно и глубоко интегрированы в российский социум) или же выходцы с Кавказа, консолидирующиеся «на новом месте» при помощи русского языка, - чрезвычайно важен с точки зрения межэтнического баланса. Как указывает исследователь Алексей Малашенко, мусульманская татарская община и северокавказская община весьма различны по своим истории, характеру, приверженности традициям, степени интеграции в современное российское общество. Например, взгляды подавляющей массы российских мусульман Поволжья, Урала и т.д. по кавказской проблеме приближаются к точке зрения немусульманской части российского общества. «У татар нет исламской солидарности, на что жалуются чеченцы, - утверждает Малашенко. - И татары, и славяне в кавказцах видят мигрантов».
       Но наиболее непримиримую позицию по отношению к проекту «Русский ислам» занял заместитель председателя Центрального Духовного Управления мусульман России (ЦДУМР) Фарид Салман. Он направил открытые письма тогдашним полпреду президента РФ в Центральном федеральном округе Григорию Полтавченко и директору ФСБ РФ Николаю Патрушеву. Салман подчеркивал, что «проект "Русский ислам", включающий кампанию по принудительной исламизации православных русских России и так называемой "русификации" российского ислама, есть намеренная провокация, направленная на стравливание православных и мусульман России».
       Одновременно с разработкой и публичным бурным обсуждением проекта «Русский ислам» в России начали возникать довольно экзотические фигуры и сообщества, объявляющие себя приверженцами «русского ислама».В 2002 году в интернет-пространстве появился и развил чрезвычайно активную деятельность сайт Koran.ru Шамиля Матвеева. Сам Шамиль (в прошлом - Владимир) принял ислам в 2002 году. А до вступления в ислам провел двенадцать лет в правозащитном движении (партия «Демократический союз»). Как отмечает Дмитрий Соколов-Митрич в статье «Ислам голубоглазый», «путь в ислам из ультралиберального политического крыла характерен для многих русских мусульман». Когда началась первая чеченская война, Матвеев участвовал во всех антивоенных митингах. И тут-то и проникся интересом к исламу - «джихадисты» вызывали уважение.По словам Матвеева, «Россия должна понять, что ее границы кончаются за Вяткой и Тамбовом. Все остальное - это результат ее имперских амбиций. Пока Россия не откажется от лишних территорий, ее будут преследовать беды... Пора понять, что сейчас на наших глазах идет замена русского народа другим народом, и, например, я, этнический русский, уже представитель этого нового народа. И это не измена вере, это ее продолжение… Христианство возможно только в безграмотном обществе… Я глубоко убежден, что следующая революция в России будет исламской. К 2030 году число русских и мусульман в России сравняется и русских будут убивать.Единственная возможность для русских избежать этого - принимать ислам».
        Практически одновременно с «большим» проектом «Русский ислам» в России начал набирать обороты «малый» проект, в котором ставка делалась на пополнение рядов «русских мусульман» за счет праворадикальной молодежи. Время запуска «малого» проекта было выбрано не случайно: в 1999-2000 гг. праворадикальное движение переживало кризис. Распалось на части Русское национальное единство (РНЕ). Попытка националистов объединиться на платформе Национал-демократической партии России Александра Севастьянова изначально не выглядела жизнеспособной (и потерпела окончательный крах позже, в 2003 году, когда Министерство юстиции отказало партии в регистрации).
        У нового проекта было «тонкое место»: как уже говорилось выше, ислам нравится националистам своей «боевитостью» и «антисемитизмом».  Однако одновременно представляется исключительно чужой религией, религией «черных» (так в России националисты называют темноволосых жителей Кавказа и Средней Азии), и этим во многом объясняется его отторжение со стороны националистов. В июне 2001 года Гейдар Джемаль «подарил» русским националистам, тяготевшим к исламу, образ, который помог им преодолеть это отторжение, поскольку сочетал в себе «ислам» и «арийскость». В статье Джемаля «Судьба понятий» (направленной в общем-то против Дугина и его «туранского» варианта евразийства) героем и организатором пространства «истинной Евразии» провозглашался Александр Македонский. «Александр Македонский осуществил союз военных элит индоевропейцев, который ограничил беспредельное господство жреческой касты, возглавлявшей туземные традиционные общества». Македонский «описывается в Коране под именем Зулькарнайн как один из пророков Всевышнего, ему отводится статус судьи Запада и охранителя потомков пророка Ноя от разрушительных орд гогов и магогов, которые некоторые исследователи вслед за Фирдоуси отождествляют с Тураном…».
       В начале осени 2003 года в Москве группа из десяти националистов (в нее, в частности, входили бывшие члены РНЕ) во главе с Вадимом Сидоровым, принявшим имя Харун ар-Руси, объявила о создании Джамаата русских мусульман «Бану Зулькарнайн». По словам Вадима Сидорова, знакомство с Джемалем и его произведениями «перевернули мою жизнь». Под влиянием Джемаля он принял ислам - «не в созерцательно-суфийской, но в радикальной, если так можно выразиться, джемалистской версии…».Как заявляют представители «Бану Зулькарнайн», «среди прочих арийских народов мы представляем Русский народ. На Русских как на передовом бастионе арийской расы в полной мере лежит миссия Зулькарнайна, соорудившего железные ворота для сдерживания инфернальных орд гогов и магогов». В Декларации о создании Движения русских мусульман говорится: «…Призыв к Исламу Русских - становой нации 1/8 части мировой суши и сердца Евразии - имеет огромное практическое значение для будущего всей Уммы. Присоединение к Умме народа, обладающего по воле Аллаха колоссальными природными, военными, интеллектуальными и иными ресурсами, могло бы стать фактором, многократно усиливающим Умму».
         Упоминавшийся выше «этнический националист» А.Севастьянов предоставил «Бану Зулькарнайну» «на правах рекламы» страницы своей «Национальной газеты». И пообещал сделать для них постоянную рубрику.Как подчеркивали члены «Бану Зулькарнайна», «правая идеология не противоречит исламу, а, наоборот, близка ему. Исламский проект сегодня единственная альтернатива западной модели… Условие нашего выживания - это десионизация общественных и государственных институтов».
         Как пишет в своей статье В.Мальцев: «"Арийский ислам", как и "арийское язычество", - это, по сути, открытое признание ультраправых в "разочаровании" в русском народе, который отказался "не достоин" их, не принял их радикальных идей и не поднялся на "национальную революцию". Зато уже нескрываемые симпатии у них вызывают чеченские боевики, которые "смогли заставить эту власть с собой считаться"».
         В июне 2004 года «Бану Зулькарнайн» и еще несколько русских мусульманских групп из Москвы, Поволжья, Сибири и Казахстана объединились в Национальную Организацию Русских Мусульман (НОРМ). НОРМ была провозглашена «Генеральным штабом "русского ислама", инициирующим создание необходимых для него проектов и структур». В принятой на учредительном съезде декларации говорится, что «русская нация деградирует стахановскими темпами» и что единственным шансом спасти нацию является вера в Аллаха.
          Доступ в организацию открыт только для русских.Учредители НОРМа заявили, что оценивают численность русских мусульман в 2-2,5 тысячи. И что они делают ставку не на абсолютную, а на минимально достаточную исламизацию России.Если среди русских, утверждают учредители НОРМа, появится хотя бы 5% граждан, практикующих ислам, то это сделает процесс исламизации России необратимым.Традиционное мусульманское духовенство отнеслось к появлению «русских мусульман» отрицательно.
         Муфтий Татарстана Гусман Ицхаков еще до создания НОРМ заявил: «Меня, как муфтия, не радует, что русские принимают ислам... пусть остаются православными, а татары - мусульманами. И Русская Православная Церковь будет вести проповедь среди народов, которые традиционно исповедуют православие, а мы - среди народов, традиционно исповедующих ислам. Каждый пусть держит свою паству, сеет в своем огороде. Да и потом, примеры русских, перешедших в ислам, не слишком обнадеживающие: у них обычно повышенная агрессивность, да и менталитет у них совсем другой... Мне кажется, что каждый должен свои исконные обычаи, нравы, традиции хранить».
         Последующая история НОРМ достаточно эксцентрична.Вступление в НОРМ общины В.Полосина «Прямой путь», которая ранее решительно выступала против «русского ислама», делающего акцент именно на русскости… Раскол НОРМ на «суннитский» и «шиитский» лагеря… Серия внутренних и внешних скандалов, связанных с НОРМ… Особо громкие скандалы разразились после того, как НОРМ официально приняла решение «считать проблему статуса Чечни и Кавказа не имеющей принципиального значения для развития мусульманского сообщества». А также после того, как НОРМ обвинила мусульман в провоцировании кровавых беспорядков в Кондопоге. Это заявление НОРМ вызвало резкую реакцию сопредседателя Совета муфтиев России Нафигуллы Аширова: «В них (НОРМ) говорят остатки националистического мышления в диком виде, навязанные, к сожалению, сегодня русскому народу, который всегда был великодушным и являлся даже в какой-то мере покровителем других народов».
      Вадим (Харун) Сидоров вступил в конфликт с Гейдаром Джемалем. Джемаль после этого выразил сомнение - зачем русским было создавать какую-то исламскую организацию. Сидоров в ответ обвинил его в проповеди «еретического шиизма» и «кавказского расизма»… В 2006 году руководство НОРМ было вынуждено публично признать, что численность НОРМ значительно снизилась: немалая часть бывших соратников ушла в многочисленные секты, а некоторые вообще отреклись от ислама.
        В 2007 году НОРМ вступила в международное сообщество «Мирабитун». Это сообщество проповедует на Западе (в США и Европе) суннизм маликитского мазхаба, распространенного исключительно в Северной Африке. Состоит оно из мелких джамаатов «новообращенных» из неисламских наций по всему миру. Сидоров стал главой его российского отделения.В начале 2009 года Сидоров «по совокупности причин» после консультаций с соратниками принял решение покинуть пределы Российской Федерации.В июне 2009 года в связи с пятилетием НОРМ в Интернете было распространено обращение: «Да, нас всего несколько десятков по стране. Русских мусульман, не входящих в НОРМ, тысячи, но это тысячи не объединенных между собой, неорганизованных людей… В таких условиях шариат предписывает нам Хиджру, исход из неблагоприятных условий в благоприятные…».
           Казалось бы, проект по созданию активной общины русских мусульман, способных оказывать существенное влияние на жизнь страны, провалился. Но, во-первых, и история определенных провалов может поведать о многом. А во-вторых, любое начинание подобного типа развивается по принципу «проб и ошибок». Провалился конкретный проект НОРМ, но появляются новые проекты сходного типа…
         Регулярно возникают сообщения (иногда достоверные, а иногда «фальшивки») об участии русских мусульман в диверсиях и терактах. Так, в августе 2009 года ответственность за крупнейшую аварию на Саяно-Шушенской ГЭС взяла на себя террористическая организация Джамаат русских мусульман «Муваххидун ар-Руси» («Русский единобожник», арабск.) В целом есть основания говорить о том, что попытки подрыва государственной целостности России с помощью радикального исламизма не прекращаются. Что целью этих попыток является передел всей Евразии либо в евразийском, либо в халифатистском духе. Что как объективные, так и субъективные предпосылки для подобного передела, к сожалению, имеются. Такой передел не может не затронуть все народы, проживающие на евразийском континенте. А потому проявление по отношению к описанным попыткам как интеллектуального, так и политического безразличия вряд ли отвечает интересам и России, и Индии.(с) Радикальный Ислам

Православие, евреи, халифат, евразийство, фундаментализм, Гейдар Джемаль, Севастьянов, вахаббиты, Южинский, Россия, Церковь, Ислам, фашизм, Лебедь, нация, Березовский, философия, сауды, христианство, война, КГБ, мусульмане, салафиты, радикальный ислам, антисемитизм, нацизм, жиды, Лимонов, джихад, религия, арабы, НБП, национализм, русские, православные, радикал, Тураби, христиане, Русь, политика, Русская Православная Церковь, Кургинян, Джемаль, политический ислам, исламизм, Белковский, Дугин, Хаттаб, Евразия, Закаев

Previous post Next post
Up