Оригинал взят у
cheremnykh_ivan в
Аллея славы. Товарищ Фрунзе 25 октября 1925 года умер Михаил Васильевич Фрунзе. Его именем названы заводы, населенные пункты, улицы, станции метро. На Урале улица Фрунзе есть в Екатеринбурге, Челябинске и других городах. Что же было так притягательно в нем, что заставляло советских людей обращаться к образу этого человека?
В самое тяжелое время для красной республики, когда белогвардейские армии при поддержке держав Антанты напирали со всех сторон, отрезав страну от хлебных районов; когда в самой Советской России свирепствовали голод, эпидемии, происходили восстания - тогда на плечи легендарного Фрунзе легла ответственность за Восточный фронт. Тогда красной республике, как воздух, нужны были победы.
Красный полководец. Командующий армией, фронтом, партийный и государственный деятель, крупный военный теоретик. С именем Фрунзе связаны установление Советской власти в Туркестане, победы над Колчаком и Врангелем.
Он непосредственно разрабатывал и руководил контрнаступлением южной группой войск Восточного фронта, начатом 10 апреля 1919 года, в результате чего был освобожден Южный Урал. В одном из боев командующий сам бросился в атаку в цепи вместе с Василием Ивановичем Чапаевым - и уже дрогнувшие части, узнав, что «Фрунзе в цепи», переменились и разбили врага. В том сражении Чапаев был ранен, а Фрунзе контужен.
Вот он - типаж большевика. Понадобился партии надежный командарм - значит, будешь командармом. Нет образования - значит, быстро освоишь всё необходимое. И победишь.
Стать большевиком, профессиональным революционером, значило тогда отречься от этого мира и посвятить свою жизнь общей борьбе за светлое будущее. А на такое надо ещё решиться. Нужно было всем нутром прочувствовать неправду сегодняшней жизни - да так, чтобы от неё выворачивало, и полюбить народ, простого человека, поверить в него.
Поворотным моментом жизни для Фрунзе, когда он, что называется «Пошёл», стало «Кровавое воскресенье». Когда 9 января 1905 года царские войска, не дрогнув, расстреляли и зарубили шашками мирную 150-тысячную демонстрацию, тогда погибло больше тысячи человек. В пять раз больше было ранено. Та народная кровь на январском снегу дорого обошлась самодержавию. В руку был ранен и сам Фрунзе. Вот какое письмо он отправил матери:
«Милая мама, у тебя есть сын Костя, есть дочери. Надеюсь, что они тебя не оставят, позаботятся о тебе в трудную минуту, а на мне ты, пожалуй, должна поставить крест… Потоки крови, пролитые 9 января, требуют расплаты. Жребий брошен, Рубикон перейден, дорога определилась. Отдаю всего себя революции. Не удивляйся никаким вестям обо мне. Путь, выбранный мною, не гладкий…»
В дальнейшем своём жизненном пути Фрунзе делал то, что от него требовало время и партия.
Революция 1905 года продолжалась, шли столкновения поднявшегося народа и правительственных войск. Время потребовало от Фрунзе стать организатором рабочих боевых дружин в Ивано-Вознесенске и Шуе. Товарищи из Москвы привозили пистолеты и винтовки, на месте организовали обучение стрельбе и методам конспирации, учились надежно прятать оружие. Фрунзе пытался сразу прививать отрядам дух армии, а не ополчения. Он написал устав дружины. Начинался он такими словами: «Боевая дружина формируется, прежде всего, для того, чтобы служить ядром будущей революционной армии восставшего народа».
Каждое собрание в лесу было тайным, выставлялись часовые из дружинников. И это было не зря - казаки не раз устраивали побоища на таких собраниях, кого убивали, кого уводили в тюрьму. Так, в Ивано-Вознесенске после одной такой расправы народ стихийно начал поджоги господских домов, стрельбу по городовым, требовали сжечь полицейское управление. И тогда Фрунзе проявил себя как настоящий большевик, он словом обуздал эту народную стихию, и доказал, что в данный момент не нужно тратить силы на прямую борьбу с полицией - тем самым переведя протест в нужную сторону. От Совета рабочих депутатов тогда был отправлен очень жесткий протест губернатору.
Все требования Совета были выполнены: арестованных отпустили, собрания разрешили, казаков вывели из города.
Потом, когда дружинники Фрунзе понадобились в столице, он привел их в Москву, на Пресню, в самое жаркое место, которое царские войска обстреливали даже из тяжелых артиллерийских орудий. Весь район горел. Восставшие отводили людей. Против тех, кто не ушел, каратели учиняли расправы.
Среди революционеров в ходу тогда была песня:
Не плачьте над трупами павших борцов,
Погибших с оружьем в руках.
Не пойте над ними надгробных стихов,
Слезой не скверните их прах.
Не нужно ни песен, ни слез мертвецам,
Иной им воздайте почёт:
Шагайте без страха по мертвым телам,
Несите их знамя вперёд…
Дальше в судьбе Фрунзе были тюрьмы, два раза он приговаривался к смертной казни… Но приговор заменяли каторгой.
Все эти испытания и закалили большевиков - и они стали именно такой силой, которая смогла заковать в бетон страну «в бушующем разливе»