Проект федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс РФ"

Oct 06, 2012 01:21



http://arks.org.ru/index.php/programmavozrozhdeiesemeynykhtsennostey/765-poyasnitelnayazapiskakproektufzsemeynyykodeks.html

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части защиты прав родителей на воспитание детей, права ребенка на семью и охраны института семьи)»



1. Предлагаемый проект федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части защиты прав родителей на воспитание детей, права ребенка на семью и института семьи)» направлен на совершенствование законодательной защиты материнства, отцовства, детства и семьи.

Благополучие ребенка неразрывно связано с правовой защищенностью его семьи и обеспечением прав родителей по его воспитанию и образованию, защите его прав и законных интересов. Конвенция ООН о правах ребенка отмечает, что семье, как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия детей, должны быть предоставлены необходимые за-щита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, а ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении. Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах отмечают, что семья является естественной и основной ячейкой общества и ей должны предоставляться самые широкие охрана и помощь со стороны общества и государства.

2. Законопроектом предлагается:

1) Конкретизировать и обеспечить эффективными механизмами право-вой защиты права родителей, следующие из их конституционного права и обязанности воспитывать своих детей (ст. 38 ч. 2 Конституции РФ). Законопроект конкретизирует и раскрывает такие права родителей в данной сфере, как право общаться со своими детьми, определять их место жительства в предусмотренном законом порядке, осуществлять их воспитание любыми не запрещенными законом способами, руководить их обучением, принимать информированные решения в отношении охраны их здоровья, получать социальное обеспечение для воспитания детей, получать информацию о своих детях, имеющуюся у других лиц, контролировать сбор, хранение, использование и распространение такой информации, строить уклад жизни своей семьи и своих детей в соответствии со своей культурой, своим мировоззрением, религиозными взглядами, иными убеждениями и т.п.

Законопроект устанавливает преимущественное право родителей перед всеми иными лицами принимать решения в отношении семейной жизни исходя из интересов детей и с учетом собственных возможностей. Данная норма основана на вытекающей из ст. 38 ч. 2 Конституции Российской Федерации презумпции добросовестного поведения родителей, подразумевающей в т.ч. более высокую степень доверия к родителям, нежели к другим законным представителям несовершеннолетних , а также на установленном Основными направлениями государственной семейной политики РФ  (п. 9) принципом самостоятельности и автономии семьи в принятии решений относительно своего развития.

2) Пересмотреть и усовершенствовать ряд норм действующего законодательства, связанных с вмешательством государства в регулирование отношений между родителями и детьми. Предлагаемые изменения направлены на усовершенствование законодательного обеспечения гарантий права ребенка не разлучаться со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка, а также права ребенка не подвергаться произвольному вмешательству кого-либо в его семейную жизнь, его права на защиту от такого вмешательства (ст. 9.1 и 16 Конвенции ООН о правах ребенка), права граждан на уважение к их частной и семейной жизни (ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод), на свободу от произвольного вмешательства в их семейную жизнь и на защиту от такого вмешательства (ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 1 п. 1 Семейного кодекса РФ).

Исходя из того, что право ребенка на семью и проживание со своими родителями относится к числу его фундаментальных прав, соблюдение кото-рых важно для его полноценного развития, законопроект исходит из принци-па приоритетности сохранения семьи, за исключением случаев, когда защиту жизни и здоровья ребенка невозможно обеспечить без его разлучения с роди-телями. В связи с этим, законопроект уточняет критерии отобрания ребенка у родителей во внесудебном порядке при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, основания для лишения родительских прав или ограничения в родительских правах.

Нормы законопроекта направлены на предупреждение участившихся случаев необоснованного лишения родительских прав и ограничения в роди-тельских правах, отобрания детей у родителей в отсутствие реальной угрозы жизни и здоровью ребенка, а также в случаях, когда существующая угроза может быть устранена посредством менее радикальных мер.

Законопроект предусматривает также внесение в нормы Федерального закона 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" изменений, направленных на устранение возможности произвольного вмешательства в семейную жизнь без достаточных оснований и имеющихся в нормах закона коррупциогенных факторов, а также на обеспечение гарантий соблюдения прав родителей несовершеннолетних граждан при проведении индивидуальной профилактической работы в отношении семьи или ребенка.

3) Уточнение критериев признания ребенка утратившим попечение ро-дителей и введение в семейное законодательство Российской Федерации понятия родственных усыновления, опеки и попечительства.

Уточнение оснований признания ребенка утратившим попечение родителей направлено на исключение неоднозначности и коррупциогенных факторов в данной сфере правового регулирования. В целях обеспечения преемственности воспитания ребенка (ст. 20.3 Конвенции ООН о правах ребенка) устанавливается приоритет устройства ребенка на воспитание в семью родственников перед всеми иными формами устройства ребенка, лишившегося попечения родителей.

Исходя из большей степени доверия к опекунам и попечителям, являющимися близкими родственниками ребенка, приоритета родственных связей, законопроект освобождает опекунов и попечителей, являющихся близкими родственниками ребенка, от регулярного контроля со стороны органов опеки и попечительства, предусматривает возможность отмены родственных опеки и попечительства исключительно в судебном порядке.

4) Введение санкций за сообщение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностным лицам заведомо ложной ин-формации, являющейся основанием для вмешательства в семейную жизнь граждан, за незаконное вмешательство в семейную жизнь, нарушение предусмотренных законодательством прав родителей и детей.

Предусматривается уголовная ответственность за незаконное вмешательство в семейную жизнь, если оно причинило вред правам и законным интересам граждан, за сообщение в органы власти или должностным лицам заведомо ложной информации, повлекшей вмешательство в семейную жизнь граждан. За незаконное вмешательство в семейную жизнь, не причинившее вреда правам и законным интересам граждан, сообщение заведомо ложной информации, не повлекшей вмешательства в семейную жизнь граждан, нарушение предусмотренных законодательством прав родителей предусматривается административная ответственность в форме штрафа.

ювенальный патронат, лоббисты, Латынина, против ЮЮ, ювеналка, Суть Времени, ювенальщики, родительские комитеты, ювенальная юстиция, патронат, АРКС, Единая россия, ЮЮ, против ювенальной юстиции, лоббисты ЮЮ, Мизуллина, ГД, Лахова, Альтшуллер, Баталина, Дума, едросы, социальный патронат, протест, госдума, ЕдРо

Previous post Next post
Up