http://arks.org.ru/index.php/programmavozrozhdeiesemeynykhtsennostey/765-poyasnitelnayazapiskakproektufzsemeynyykodeks.html ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части защиты прав родителей на воспитание детей, права ребенка на семью и охраны института семьи)»
1. Предлагаемый проект федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части защиты прав родителей на воспитание детей, права ребенка на семью и института семьи)» направлен на совершенствование законодательной защиты материнства, отцовства, детства и семьи.
Благополучие ребенка неразрывно связано с правовой защищенностью его семьи и обеспечением прав родителей по его воспитанию и образованию, защите его прав и законных интересов. Конвенция ООН о правах ребенка отмечает, что семье, как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия детей, должны быть предоставлены необходимые за-щита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, а ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении. Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах отмечают, что семья является естественной и основной ячейкой общества и ей должны предоставляться самые широкие охрана и помощь со стороны общества и государства.
2. Законопроектом предлагается:
1) Конкретизировать и обеспечить эффективными механизмами право-вой защиты права родителей, следующие из их конституционного права и обязанности воспитывать своих детей (ст. 38 ч. 2 Конституции РФ). Законопроект конкретизирует и раскрывает такие права родителей в данной сфере, как право общаться со своими детьми, определять их место жительства в предусмотренном законом порядке, осуществлять их воспитание любыми не запрещенными законом способами, руководить их обучением, принимать информированные решения в отношении охраны их здоровья, получать социальное обеспечение для воспитания детей, получать информацию о своих детях, имеющуюся у других лиц, контролировать сбор, хранение, использование и распространение такой информации, строить уклад жизни своей семьи и своих детей в соответствии со своей культурой, своим мировоззрением, религиозными взглядами, иными убеждениями и т.п.
Законопроект устанавливает преимущественное право родителей перед всеми иными лицами принимать решения в отношении семейной жизни исходя из интересов детей и с учетом собственных возможностей. Данная норма основана на вытекающей из ст. 38 ч. 2 Конституции Российской Федерации презумпции добросовестного поведения родителей, подразумевающей в т.ч. более высокую степень доверия к родителям, нежели к другим законным представителям несовершеннолетних , а также на установленном Основными направлениями государственной семейной политики РФ (п. 9) принципом самостоятельности и автономии семьи в принятии решений относительно своего развития.
2) Пересмотреть и усовершенствовать ряд норм действующего законодательства, связанных с вмешательством государства в регулирование отношений между родителями и детьми. Предлагаемые изменения направлены на усовершенствование законодательного обеспечения гарантий права ребенка не разлучаться со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка, а также права ребенка не подвергаться произвольному вмешательству кого-либо в его семейную жизнь, его права на защиту от такого вмешательства (ст. 9.1 и 16 Конвенции ООН о правах ребенка), права граждан на уважение к их частной и семейной жизни (ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод), на свободу от произвольного вмешательства в их семейную жизнь и на защиту от такого вмешательства (ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 1 п. 1 Семейного кодекса РФ).
Исходя из того, что право ребенка на семью и проживание со своими родителями относится к числу его фундаментальных прав, соблюдение кото-рых важно для его полноценного развития, законопроект исходит из принци-па приоритетности сохранения семьи, за исключением случаев, когда защиту жизни и здоровья ребенка невозможно обеспечить без его разлучения с роди-телями. В связи с этим, законопроект уточняет критерии отобрания ребенка у родителей во внесудебном порядке при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, основания для лишения родительских прав или ограничения в родительских правах.
Нормы законопроекта направлены на предупреждение участившихся случаев необоснованного лишения родительских прав и ограничения в роди-тельских правах, отобрания детей у родителей в отсутствие реальной угрозы жизни и здоровью ребенка, а также в случаях, когда существующая угроза может быть устранена посредством менее радикальных мер.
Законопроект предусматривает также внесение в нормы Федерального закона 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" изменений, направленных на устранение возможности произвольного вмешательства в семейную жизнь без достаточных оснований и имеющихся в нормах закона коррупциогенных факторов, а также на обеспечение гарантий соблюдения прав родителей несовершеннолетних граждан при проведении индивидуальной профилактической работы в отношении семьи или ребенка.
3) Уточнение критериев признания ребенка утратившим попечение ро-дителей и введение в семейное законодательство Российской Федерации понятия родственных усыновления, опеки и попечительства.
Уточнение оснований признания ребенка утратившим попечение родителей направлено на исключение неоднозначности и коррупциогенных факторов в данной сфере правового регулирования. В целях обеспечения преемственности воспитания ребенка (ст. 20.3 Конвенции ООН о правах ребенка) устанавливается приоритет устройства ребенка на воспитание в семью родственников перед всеми иными формами устройства ребенка, лишившегося попечения родителей.
Исходя из большей степени доверия к опекунам и попечителям, являющимися близкими родственниками ребенка, приоритета родственных связей, законопроект освобождает опекунов и попечителей, являющихся близкими родственниками ребенка, от регулярного контроля со стороны органов опеки и попечительства, предусматривает возможность отмены родственных опеки и попечительства исключительно в судебном порядке.
4) Введение санкций за сообщение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностным лицам заведомо ложной ин-формации, являющейся основанием для вмешательства в семейную жизнь граждан, за незаконное вмешательство в семейную жизнь, нарушение предусмотренных законодательством прав родителей и детей.
Предусматривается уголовная ответственность за незаконное вмешательство в семейную жизнь, если оно причинило вред правам и законным интересам граждан, за сообщение в органы власти или должностным лицам заведомо ложной информации, повлекшей вмешательство в семейную жизнь граждан. За незаконное вмешательство в семейную жизнь, не причинившее вреда правам и законным интересам граждан, сообщение заведомо ложной информации, не повлекшей вмешательства в семейную жизнь граждан, нарушение предусмотренных законодательством прав родителей предусматривается административная ответственность в форме штрафа.