Перейти к предыдущей части. Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Заключение
В данном исследовании описывается деятельность христианской общины направленной на возрождение Спасо-Преображенского храма в период новейшей русской истории. Имея возможность лично беседовать с живыми свидетелями истории, касающейся возвращения и ремонта здания, автор данной хроники активно использует сведения, взятые в результате проведенных бесед с отцом настоятелем Сергием Чушкиным, художниками, работающими в иконописной мастерской и другими прихожанами храма. В данном тексте можно проследить как активно планомерно и последовательно проводились реставрационные работы, какими силами они производились, и как непросто было восстанавливать практически весь внутренний и внешний облик церкви. Здесь также содержится краткое отображение деятельности отца настоятеля протоиерея Сергия и верных служителей церкви, их общий вклад в дело возрождения приходской общины, в конце повествования приведены некоторые сведения о жизни приходской общины храма Спаса-на-Яру в настоящее время.
В заключении работы хотелось - бы привести цитаты известных русских деятелей культуры, глубоко понимавших необходимость сохранения и возрождения древних памятников искусства традиционной русской духовной культуры.
В книге «Поэтика древнерусской литературы» 12 академик Д.С. Лихачев отмечает: «Эстетическое изучение памятников древнего искусства (и в том числе литературы),- пишет Д.С. Лихачев, - представляется мне крайне важным и актуальным. Мы должны поставить памятники культур прошлого на службу будущему. Ценности прошлого должны стать активными участниками жизни настоящего, нашими боевыми соратниками. …Одно из важнейших свидетельств прогресса культуры - развитие понимания культурных ценностей прошлого и культур других национальностей, умение их беречь, накоплять, воспринимать их эстетическую ценность. Вся история развития человеческой культуры есть история не только созидания новых, но и обнаружения старых культурных ценностей. И это развитие понимания других культур в известной мере сливается с историей гуманизма».
Георгий Карлович Вагнер в книге «Тысячелетние корни» 13 говорит следующее: «Духовность культуры Древней Руси, корни которой уходят в глубь тысячелетия, - это не просто жизнь личности как таковой, не просто новые нравственные, этические, эстетические и философские «нормы», это прежде всего пронизанность сознания и чувствований человека высшим надмирным началом, частицей деятельного («животворящего») божественного Духа, под управлением которого протекают все самые идеальные процессы - мысль, чувство, воля».
_______________________
12 Лихачев Д.С. «Поэтика древнерусской литературы», Ленинград, 1971 г., стр. 405, 406-407, 411.
13 Вагнер Г.К. «Тысячелетние корни» Москва, «Советская Россия» 1991 г., стр. 81.
Источники
1. Фонд №983, Дело 1, оп.1. «Спасо-Преображенская церковь г.Рязани. Книга для записи прихода братских сумм» Начало 1895 г., л. 114.
2. Фонд № Р-6, Дело 200, Оп. 1. ГАРО. Исполнительный комитет Рязанского городского совета депутатов и трудящихся Рязанской области. 1917 - 1951 гг. г. Рязань. Материалы (устав, протоколы, описание церковного имущества и здания, списки и др.) о деятельности религиозной общины Спасо-Ярской церкви города Рязани 18 октября 1919 г. - 2 апреля 1929., л. 72.
3. Фонд № Р-6, Дело 406, Оп. 1. ГАРО. Выписки из протоколов заседаний секретариата ВЦИК, президиума Горсовета и совещаний комиссии по изъятию церквей и соборов из пользования верующих г.Рязани и использования их для нужд учреждений и организаций города: списки церквей г. Рязани и церквей, подлежащих изъятию и др.» 16 Марта 1929 г.- 21 мая 1931 г., л. 75.
4. Труды рязанской ученой архивной комиссии 1896 года. Т.XI. Выпуск 1. Рязань.
5. «Календарь и справочный указатель рязанской губернии на 1884 г.», составили Селиванов А.В. и Фотиев А.А., типография наследников З.П. Позняковой, Рязань, 1883 г., стр. 16.
6. Мина Лыков. «Писцовые книги Мины Лыкова. Книги окладные по монастырям, церквам и часовням рязанской епархии, писанные в 7184 (1676.) г., при преосвященном Иосифе, митрополите рязанском и муромском» л. 42. 1626 г.
Литература
1. Авдонин В.С., Акульшин П.В. «История одной губернии» «Очерки истории Рязанского края 1778 - 2000 гг.» Рязань. «Пресса» 2000 г. стр. 80-81. Иллюстрация 27.
2. Аграмаков Н., Каширин Е.. «Прогулки по губернской Рязани». Исторический путеводитель. Рязань «Наше время» 2000 г., стр. 80-81, илл.
3. Аграмаков Н.Н. «Тайны губернской Рязани» Исторический сборник. Рязань, «Наше время» 2002 г.
4. Брюсова В.Г. «Андрей Рублев». Москва. «Изобразительное искусство», 1995 г.
5. Бычков В.В. «Русская средневековая эстетика XI-XVII века», Москва, «Мысль» 1995 г., стр. 7-8.
6. Вагнер Г.К. «Рязань (Иллюстрации)» Москва 1971 г. «Искусство» стр.27, илл.62
7. Вагнер Г.К. «О происхождении центрических композиций в русском зодчестве конца XVII века - памятники культуры, исследования и реставрация» Москва 1961 г. стр. 132.
8. Вагнер Г.К. «Старые художники и архитекторы Рязани» Рязань 1960 г. стр. 36
9. Вагнер Г.К. «Тысячелетние корни» Москва, «Советская Россия» 1991 г.
10. Вагнер Г.К., Чугунов С.В. «По Оке от Коломны до Мурома». Москва, «Искусство» 1980 г.
11. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. «Искусство древней Руси» Москва, «Искусство» 1993 г.
12. Вагнер Г.К., Чугунов С.В. «Рязанские достопамятности» Москва «Искусство» 1974 г.
13. Вагнер Г.К. «От символа к реальности» «Развитие пластического образа в русском искусстве» XIV - XV вв. Москва «Искусство» 1976 г.
14. Голубинский Е.Е. «История русской церкви», т. I., Москва Университетская типография, 1901 г. стр. 196, 214, 217.
15. Гусев И.В. Большое Рязанское кольцо» Москва, 1959 г.
16. Денисьев С., Деленин Н. «Рязань. Путеводитель». Москва. Изд. «Московский рабочий» 1964 г. стр. 181.
17. Священник Иоанн Добролюбов «Историко-Статистическое описание церквей и монастырей рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, со списками их настоятелей за XVII, XVIII, XIX ст. и библиографическими указаниями». Том I. Зарайск. Типография А.Н.Титовой 1884 г. В 4 томах. Стр. 23-24.
18. Архимандрит Иероним «Рязанские Достопамятности собранные архимандритом Иеронимом с примечаниями И.Добролюбова». Издание Рязанской Ученой Архивной Комиссии. Рязань. Фото-Типо-Литография Н.Д.Малашкина 1889 г., стр. 52., § 145.
19. Иловайский Д.И. «История Рязанского княжества» Рязань. Товарищество «Земля Рязанская» 1858 г.
20. Ильин М.А. «Искусство московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева», Москва, «Искусство» 1976 г., стр. 140-144.
21. Ильин М.А. «Каменная летопись московской Руси» «Светские основы каменного зодчества XV - XVIII вв.» Изд. МГУ 1966 г.
22. Ильин М.А. «Основы понимания архитектуры» изд. «Академии художеств СССР» Москва. 1963 г.
23. Ильин М.А. «О русской архитектуре» изд. «Молодая гвардия» Москва 1963 г.
24. Ильин М.А. «Подмосковье» Москва «Искусство» 1965 г.
25. Ильин М.А. «Рязань». Москва, «Искусство» 1954 г.23. Лопатина Е. «В рязанской глубинке» Рязань «Новый мир» 1971 г. стр. 164
26. Монахиня Иулиания (М.Н. Соколова) «Труд иконописца», Свято-Троицкая Сергиева лавра. 1998 г. стр. 46.
27. Каданцев Петр «На засечной черте», издательский дом «Наше время», Рязань 1999 г.
28. Крючков И.А. «Свято-Николо-Чернеевский монастырь, его значение в жизни Рязанской земли». Дипломная работа. Рязань 2009 г.
29. Лазарев В.Н. «Историяя Византийской живописи» Москва «Искусство» 1986 г.
30. Маслицин С.Н. «Ярославская иконопись» Москва, «Искусство» 1973 г.
31. Михайловский Е., Ильенко И.. «Рязань. Касимов.» Москва «Искусство» 1969 г стр. 96-99, 119-123.
32. Новицкий.А. «История русского искусства с древнейших времен», том 1. 1892 г.
33. «Памятники искусства Советского Союза» «Старые русские города» Москва. «Московский рабочий» 1968 г. Ред. Султанова стр. 21
34. Потапов А. «Богатырский город» Рязань «Пресса» 2007 г.
35. Попов И.П., Степанова Е.С., Тарабрин Е.Г., Фулин Ю.В. «Два века рязанской истории (XVIII в. - март 1917 г.)» Ряз. Отделение Советского фонда культуры - Рязань. 1991 г.
36. Рязанская энциклопедия том 1. Издательство Пресса» Рязань 1999 г. стр. 457-458.
37. Рязанская энциклопедия том 2. Издательство «Пресса» Рязань 2000 г.стр. 689
38. Соловьёв С.М. «История России с древнейших времен», том VIII, стр. 453,442,459. Москва. «Мысль» 1991 год.
39. Солодовников Д. «Переяславль Рязанский. Прошлое Рязани в памятниках старины», изд. Ряз. Педагогического университета, Рязань. 1995 г. стр. 179.
40. Тарасов О.Ю. «Икона и благочестие». Москва, «Прогресс-Культура», «Традиция» 1995 г.
41. Филатов И. «Рязанские атаманы Кубанского казачьего войска», изд. «Пресса», Рязань 2006 г., стр. 11.
42. Павел Флоренский «Иконостас», Москва, «Искусство» 1994 г., стр. 216 -217.
43. Четвертые Яхонтовские чтения изд. РИАМЗ Рязань 2008 г.
Периодическая печать
1. Газета "Гудок". Статья "Мастер резца", Ростислав Новиков, 25.02.2005 г.
http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=7508312. Газета «Благовест». Статья «Лёгкая как облачко», Светлана Аксёнова, №3, 1994 г., стр. 3.
3. Газета «Вечерняя Рязань». Статья «История храма», Г. Казаков, 13 июля 1994 г.
4. Газета «Вечерняя Рязань». Статья «Освящение храма», Г. Казаков, 20 августа 1994 г.
5. Газета «Вечерняя Рязань». Статья «Спасо-Преображенская церковь», Игорь Филатов, 28 августа 2002 г., стр. 8.
6. Газета «Вечерняя Рязань». Статья «Слава тебе господи, что мы казаки», №38, 2002 г., стр. - 4.
7. Газета «Голос профсоюзов». Статья «И еще одно «Преображение»» №34 1994 г. стр. 2.
8. Газета 900 (Девятьсот). Статья «О Спасо-Преображенской церкви». Ученица школы №16 г.Рязани Фирсова Е. 19-25 января 1995 г. №2. Стр. 2.
9. Газета «Евпатий Коловрат». Статья «Рязанское казачество в прошлом и настоящем», В. Пыхтин, № 5, сентябрь 2000 г.
10. Газета «Комсомольская правда», 17 ноября 2007 г., стр. 11.(Приложение).
11. «Новая газета, рязанский еженедельник». Статья «Позади креста», С. Чушкин. 4-10 сентября 2001 г., стр. 12-13.
12. Газета «Приокская правда». Статья «Храм в отставку?». В. Дмитриев. 9 января 1991 г.
13. Газета "Русское Слово". Заметка "Богомольные школьники". 19 (06) декабря 1911 г.
http://starosti.ru/archive.php?y=1911&m=12&d=1914. «Приокская газета». Статья «В храме… субботник», Николай Реунов, 2 марта 1994 г.
15. Прибавления к журналу «Рязанские епархиальные ведомости». Типография Братства Святого Василия. Рязань, 1870 г., № 15. Стр. 72.
16. Журнал «Рязанские епархиальные ведомости». Типография Братства Святого Василия. Рязань 1891 г., №18, стр. 811.
15. Журнал «Рязанские епархиальные ведомости». Типография Братства Святого Василия. Рязань 1892 г. №4. Стр. 176-178.
17. Прибавления к журналу «Рязанские епархиальные ведомости». Типография Братства Святого Василия. Рязань, 1900 г., № 11, стр. 267.
18. Журнал «Рязанские епархиальные ведомости». Типография Братства Святого Василия. Рязань 1904 г. №13, стр. 218.
19. Журнал «Рязанские епархиальные ведомости». Типография Братства Святого Василия. Рязань 1904 г. № 17 стр. 525.
20. Газета «Рязанские зори». Статья «Открытие церкви», Г. Казаков, 30 августа 1994 г.
21. «Рязанский церковный вестник» Статья «Спасо - Преображенская церковь города Рязани». Синельникова Т., директор Госархива Рязанской области. Изд. Рязанской Епархии, №4 2003 г. стр. 57 - 58.
22. Газета 7 (Семерка). Статья «Пустынный храм». Полина Зайцева. 2003 г. №10, стр. 20.
23. Газета «Эфир». Статья «Праздник Спаса на Яру и рязанских казаков», Игорь Филатов №31, 2004 г., стр. 7.
(окончание)