Вопрос 84 Каким образом душа, соединенная с телом, мыслит телесное, которое ниже ее. Святой Фома Аквинский Сумма Теологии Том II Часть Первая Вопросы 65-119 Стр 255-266.
Теологические размышления о "познании души всего в вечных образцах" Фома сравнивает с отображением образов в зеркале "так некто видит в зеркале то, образы чего в нем отражены", но так могут созерцать только святые, которые созерцают Бога; или же иначе - подобно тому "что в Солнце созерцается все то, что созерцается благодаря Солнцу. И в этом смысле необходимо утверждать, что душа познает все в вечных образцах благодаря причастности к которым мы познаем все" ...
Далее следует самое интересное.
" В самом деле, сам умственный свет, который есть в нас, есть не что иное, как некое причастное подобие нетварного света, в котором содержатся вечные образцы".
Перевод А. В. Апполонова "Ipsum enim lumen intellectuale quod est in nobis, nihil est aliud quam quaedam participata similitudo luminis increati, in quo continentur rationes aetemae".
Затем снова следуют размышления о созерцании вечных образцов платониками и другими древними философами в оправдание значимости которых приводится слова IV книги "О Троице" Блаженного Августина.
Из приведенного текста очень хорошо видно, что прямое отрицание нетварного света у Фомы Аквинского отсутствует, другие замысловатые, часто нарочито противоречивые суждения о созерцании божественного света, не имеют строгих доказательств и могут быть истолкованы тем или иным способом, примеры которых и приводит Фома в своих многочисленных версиях.
https://artemidio.livejournal.com/7664.html