О "больных" вопросах культурной политики...

Mar 22, 2015 15:57

  Беспокоящие тенденции в области культуры и образования (закрытие библиотек, объединение школ и дет. садов с непрозрачными целями, возникновение проектов с провокационными названиями, такими как "антибиблиотека" и т.п.) заставило меня чуть более глубже погрузиться в данную проблематику. Беглое знакомство с ситуацией обеспокоило еще больше.


Выяснилось (хотя в условиях рыночной экономики это и не должно было удивить), что культурная политика нашего государства все больше и больше переходит под кат рыночных механизмов управления. "Невидимая рука рынка" наводит свой "порядок" в культурной политике нашего государства, все еще инерционно сохраняющей черты советского прошлого.

В соответствии с рыночной парадигмой целью культурной политики не может быть ничего, кроме прибыли. Произведения культуры становятся "культурными продуктами" или "культурным предложением", а те, к кому адресованы эти произведения, становятся "потребителями культурного продукта". Формируется соответствующий рынок и товарно-денежные соотношения. Если "культурное предложение" не имеет широкого спроса и не окупается, то понятно, что господдержки не ждать. Ведь цель - не получение культурного и творчески развитого гражданина и, в итоге, не сильное за счет развитого человеческого ресурса государство, а получение прибыли. И вот мы уже слышим из уст чиновников от культуры следующие слова негодования: "У нас в сознании людей, что образование тебе должно государство" (из стенограммы встречи с общественностью 20 февряля 2015 г. Сергея Капкова - бывшего главы департамента культуры г. Москвы).

А какой "культурный спрос" может сформировать поколение, которое растет на телепередачах а ля "Дом-2"?
И что будет представлять собой наша культура, следуя по этой дорожке?

В попытках разобраться со всем этим наткнулся в сети на очень познавательный краткий разбор вопросов взаимодействия культурной политики и экономики, который дает некоторые очень важные ответы. Разбор представляет собой ряд коротких статей, объединенных нижеприведенным оглавлением со ссылками.

Справедливости ради, должен также привести сведения о том, что нашим государством в начале прошлого года была начата активность по формированию т.н. "новой культурной политики", в которой на первый мой взгляд заложены некоторые позитивные инициативы по уходу от этой пагубной рыночной парадигмы. Однако, пока не ясно каким образом цели, заявленные в основах этой новой культурной политики, стыкуются с рыночным и безидеологичным существом нашего государства... Ну что ж, поживем увидим. История этого вопроса тут, а далее обещанный разбор:

Оригинал взят у cultprosvet_mag в Кризис культуры. Экономический аспект
Влияние рыночной экономики на сферу культуры. Роль и возможности государства в вопросах регулирования сферы культуры . Законы экономики культуры и их последствия. Пути противодействия деградации сферы культуры.

“после всех этих перипетий молодому человеку начало казаться,
будто и в жизни и с людьми творится что-то неладное; будто все
пошло теперь особенно скверно, идет все хуже, а потому на душе
все тревожнее; будто власть забрал какой-то демон, злой и глупый,
он уже давно начал оказывать влияние на людей, но сейчас
обнаружил свою необузданную власть столь открыто, что это
рождало невольный таинственный страх и наводило на мысль
о бегстве; имя этому демону было тупоумие”
Томас Манн. Волшебная гора

Введение
Регулярно читаю и вижу лихие рассуждения на тему: “Как нам обустроить культуру”! С одной стороны, это здорово, что вдруг все больше людей стали озадачиваться темой культуры, но с другой, вот как-то хотелось бы видеть больше адекватности в суждениях. Ведь тема кризиса культуры ставит в тупик и европейских, и наших интеллектуалов уже больше ста лет и, хотя бы из уважения к ним, хотелось бы, чтоб “судьи” и “эксперты” сделали над собой усилие, и все же сначала немного разобрались в вопросе, который - ой как не прост. Увы, пока, в массе своей, предлагаемые методы “спасения” культуры напоминают карикатуру:



Карикатура «Культурная столица». Художник Виталий Подвицкий
Последующий текст - это фрагменты рабочего конспекта, слегка адаптированные для “интернета”, посвященные изучению влияния рыночной экономики на сферу культуры. Почему именно экономический ракурс? Современные капиталистические общества сильно обусловлены экономикой. Основой функционирования таких обществ является «капитал», а это значит, что очень важным мотиватором поведения будет - извлечение прибыли, в том числе и в области культуры. С другой стороны, сферу культуры традиционно продолжают рассматривать в отрыве от экономических законов, и, как следствие, без понимания природы многих явлений, вызывающих справедливую тревогу у общества. Попытки же бороться с последствиями, не понимая причин их появления, как правило, мало эффективны, а иногда и просто вредны. Это как с температурой у больного, если она под 40, то ее надо сбивать любыми средствами, но если она 37, то это просто показатель того, что организм борется с болезнью, и медикаментозное понижение температуры, скорее - навредит.

Особенно тема «экономики культуры» становится актуальна в последнее время, когда культура вошла в арсенал «неклассических» методов ведения мироустроительных войн. Отчего к негативному влиянию на сферу культуры внутренних противоречий, свойственных капиталистической системе, добавились «внешние» воздействия, часть из которых осуществляется непосредственно через экономику. Собственно поэтому я и решил для себя разобраться именно с вопросами влияния экономики на культуру.

Структура конспекта
В первом разделе «Проблематика «экономики культуры»» будет кратко очерчена “история вопроса”: как и почему развивалось направление экономики культуры, что по этой теме можно почитать и каково положение на настоящий момент.

Второй раздел «Базовые экономические противоречия в сфере культуры» в общих чертах опишет законы и механизмы экономического влияния на сферу культуры.

Третий раздел «Механизмы деградации культуры в рыночных условиях» посвящён иллюстрации процессов деградации сферы культуры, вызванных действием экономических законов. В нем я делаю попытку объяснить логику поведения основных «субъектов» рынка культуры и отдельно рассматриваю роль государства как регулятора рынка культуры.

На этом описательная часть оканчивается, подводится итог, и в качестве дополнения рассматривается вопрос: "Как и кто может противостоять негативным тенденциям на рынке культуры».

В заключение хочется подчеркнуть, что текст носит обзорный характер и ряд вопросов только обозначается. Цель публикации этих рабочих конспектов в том, чтобы ввести читателя в проблематику, дать краткий ликбез и сформировать целостную картину происходящего в сфере культуры с точки зрения законов экономики.

Оглавление
Введение
Часть 1. Проблематика «экономики культуры»
Часть 2. Базовые экономические противоречия в сфере культуры
  1. Болезнь цен и государственная поддержка
  2. Почему в культуре плохо работают «рыночные» регуляторы?
  3. Проблема адекватных экономических моделей для сферы культуры
Часть 3. Механизмы деградации культуры в рыночных условиях
  1. История вопроса
  2. Ухудшающий отбор в области культуры
  3. Поведение участников рынка в области культуры (Часть I. Бизнес и авторы; Часть II. Потребители; Часть III. Критики)
  4. Роль государства
  5. Текущее состояние сферы взаимодействия государства и культуры
  6. Патронаж или рынок?
  7. Модели государственного финансирования культуры
Подводя итоги

Приложение. Позиционная борьба за культуру
  1. Обзор возможностей гражданского общества
  2. Коллаборативная фильтрация
  3. Независимое образование и гражданское общество
Заключение

Источники

культура

Previous post Next post
Up