Тот самый - 028. О культовых местах детства и города. ( осторожно, ненормативная лексика)

Mar 18, 2020 10:03



Моя задача - зафиксировать воспоминания и тот мир, который уходит и возможно больше никогда не вернётся.
Я даже не знаю зачем я это делаю, только догадываюсь, но.
Мне приказали или велели? Не знаю.
Но делаю.

Снова отвлекусь от хронологии.
Часто повторяюсь, некоторые эпизоды уже описывал, но мне - так легче концентрироваться и вытягивать детали.

В детстве я очень не любил стричься.
Во-первых, потому, что подражал волосатым дядькам с музыкальных плакатов.
Во-вторых -  мама загоняла нас в ванную, раздевала чуть-ли не догола и стригла сама, тупыми ножницами.
Долго и криво. Модели стрижек были две -  меня под "пажа", сестру -  "я у мамы дурочка".
Стригла как могла. Мы закатывали истерики, плакали, не хотели идти в школу уродами.
Мама давала леща, ругалась и чтобы пресечь подобное - иногда водила в парикмахерские.
Хитрая задумка. С парикмахером не побрыкаешься.  Да и стрижка там -  гораздо симпатичнее.

В городе тогда было много современных салонов, с хромом, никелем, витринами, красивым оформлением.
Но и дорого, запись, гламур. Туда детей водили редко, только из обеспеченных семей.
Мама, вернее -  бабушка -  водила нас в дешёвые парикмахерские.
Как правило - полуподвал, армяне, ободранные стены, завешанные такими плакатами, что у меня не закрывался рот от удивления и восторга. Нас сажали на стул ожидания и мы пялились в эти картинки и слушали бесконечную болтовню мастеров. Наблюдали за таинством. Бритьё, стрижка, эта пена, помазок, опасная бритва и ремни, на которых их затачивали. Потом нас сажали в кресло, давили на педаль, мы росли и пялились на себя в замызганное зеркало, по ободу которого смотрели на мир польские красотки или звёзды Болливуда. Мастер склонялся над ухом и полушёпотом, смотря на меня в отражение, строго спрашивал: -  Как будем стричься?
Я застенчиво отвечал, мямлил. Мастер кивал, усмехался, мочил мне голову и начинал работу, виртуозно жонглируя расчёской с намоченной ватой и удивительно острыми ножницами, у которых, поразительный, на мой слух, звук..
Мастер держал РИТМ, он исполнял ножницами то, что играло в радио или в магнитофоне, а там играл армянский Рабиз или индийское диско или пела Софа Ротару.
Я считаю тбилисские парикмахерские -  одним из чудес этого мира.
Ощущение свежести, несмотря на явные, не совсем гигиеническо-идеальные условия.
Этот запах Шипра или Тройного, эти вопросы после стрижки или бритья -  Вам Шипр или Кёльнской воды?
Я всегда брызгался Кёльнишем. Кстати -  ему уже больше 300 лет.
И бесконечный, удивительно политизированный даже в те времена пиздёшь мастеров.
Кайф.
Моя парикмахерская была в Сололаки. Метров 100 от площади Ленина, от кафе-мороженого в сторону магазина бытовых товаров.
Вы наверняка смотрели фильм "Поездка в Америку" с  Эдди Мерфи. Помните ту парикмахерскую?
Вот примерно тоже самое. Но ещё более кайфово.

Постричься стоило рупь. Деткам -  полрубля.

_______________

Сабуртало.

Дом на проспекте Важа Пшавела, 35 -  был первым в серии из трёх шестиподъездных хрущёб-восьмиэтажек.
Наша квартира была на седьмом этаже. Три стандартные комнаты, лоджия. Нас было пятеро.
На проспект выходила тыловая часть домов, с балконами. Дом можно посмотреть в гугле. Он ещё стоит.
Прямо под балконом была автобусная остановка. Отличным развлечением было плеваться вишнёвыми косточками так, чтобы попасть ими в зазор вентиляционного люка на крыше автобуса или троллейбуса.
В Тбилиси люки всегда были открыты, разве что кроме зимы.
Иногда попадали. Чемпионом был Саша. Он плевался удивительным образом.

Я помню проспект ещё с двусторонним движением.
Один раз по нему проехал кортеж кабриолетов и сам Брежнев махал мне лично и подмигнул моей маме, а она была и есть красавица.
Потом было строительство метро и это было главное приключение детства после Кикет.
Куча переломов, шатания по недостроенным туннелям, пол-детства в них. Кайфище !!!!
Наверно поэтому, позже, так зашло Метро 2033. Кстати -  вполне провидческий роман, как и у всех фантастов.

После строительства, проспект стал шире, красивее. Его сделали односторонним.
Если смотреть с балконов,  прямо напротив была пятиэтажка с магазином "Ковры" и клиникой доктора Цопе, слева жилой квартал, справа -  будущее метро Делиси.
За пятиэтажкой и этим кварталом -  пролегала параллельная проспекту Важа Пшавела улица Павлова и сразу - хлебозавод, справа от которого, недалеко, находилось одно из культовых мест детства -  кинотеатр Шанхай.
Как он назывался по-настоящему -  я до сих пор не знаю, да и знать не хочу. В нём показывали неплохие фильмы про индейцев, продавали бутерброды с сервелатом, ну и лимонад.
За немного денег можно было сходить в этот кинотеатр и не только посмотреть Гойко Митича, но и съесть бутерброд, выпить бутылку лимонада, вылизать вафельный стаканчик мороженого и даже сыграть разок в Морской Бой в автомате у стены. Не было месяца, чтобы мы, хотя бы разок, не сходили в Шанхай. А иногда и недели. На обратном пути заходили на хлебозавод и брали хлеб, ещё горячий, обжигающий руки. Вкуснее хлеба я не ел больше никогда.
Разве что в Кикетах. Цхнетский. На закваске. Уникальный.
Хлеб в СССР -  был уникальным на вкус и вид.
В Германии - 3200 сортов хлеба и эта страна -  чемпион по количеству сортов. Но такого вкусного -  я не ел.

Подъезды выходили во двор. За двором, через Стену ( наверно поэтому этот символ так важен для меня даже сейчас) -  психиатрическая больница -  главная игровая площадка детства и источник разных детских ужасов и историй. Справа, если смотреть из окна лоджии -  вечностроящийся корпус мед-института, а за ним -  стадион медиков.
Тоже игровые площадки. Надо отметить, что в СССР -  любая стройплощадка была и игровой.
Слева -  объединённый двор второго и третьего дома серии, в котором был ряд гаражей с насыпанным на них холмиком, на  котором находился стол для игры в пинг-понг и лавочки с огромным столом под домино, шахматы.  Все дети этих трёх домов -  дружили, были непобедимы и составляли одну единую Банду.
Дворы в Тбилиси того времени -  были великолепной игровой площадкой, социальной сетью и местом досуга.
Садики, много винограда и беседки из него, столы и лавочки, посиделки как пожилых, так и молодых.
В футбол играли на проезжей части двора, стараясь запулить мячом в проезжающие изредка авто.
Летом жарили шашлык, взрослые пили пиво или вино, смотрели футбол в миниатюрном переносном телике дяди Миши, играли в домино, в орехи, альчики.

Между нашим домом и вторым домом серии была небольшая заасфальтированная площадка, въезд во дворы обеих домов. Главное футбольное поле детства. Сколько коленок и локтей ободрано тем асфальтом -  не счесть. Там крови больше, чем на полях сражений.
На углу  этой площадки торчала одинокая будка сапожника. В детстве все шептались -  что это законспирированный пост наблюдения КГБ.
Чуть позже я смеялся над этой теорией.
Сегодня -  увы не смеюсь.
Эта будка и была наблюдательным пунктом КГБ.

Если выйти из подъезда и пойти налево, через дворы -  через пару минут можно выйти на площадь, на которой сегодня расположено метро Делиси. Сразу рядом -  знаменитый Дворец Профсоюзов, с кинотеатром, концертным залом и кучей кружков. Я посещал там кружок радиолюбителей, авиамоделизма. Позже -  играл в рок-группе.
Мы бегали в кинотеатр. Люксовый по тем временам. Особенно в сравнении с Шанхаем. Но бутеры и мороженое были не такими вкусными. Зато билет на утренний сеанс стоил, если не совру - 10 копеек. Это был самый дешёвый утренний сеанс в городе. Правда показывали шнягу про любовь, морковь и т.п.
Именно там я смотрел "И дождь смывает все следы", "Мужчина и женщина", "Шербурские зонтики".

Гораздо круче, контентом, был кинотеатр "Газапхули". В переводе -  Весна. С виду -  бетонная коробка, внутри -  зимний сад и потрясающая терраса с видом на город. Но главное - сама кинопрограмма, которая полностью состояла из блокбастеров, трофейных фильмов, американских довоенных боевиков и мультиков Диснея.
В каждом крупном городе страны был один такой кинотеатр. С импортной программой.
Фюнес, Ришар, Кинг Конг, Этот безумный безумный мир, Франкенштейн, Мики Маус, Питкин.
Фильм "Питкин в больнице" -  вызывал колики смеха, вплоть до приезда скорой. Я не шучу.
Я такого ржача с тех пор не встречал.
Или "Питкин в тылу врага"  - выдыхайте, выдыхайте, выдыхайте..."
Гениальный Сэр Норман Джозеф Уиздом  - второй после Великого Фюнеса.
Комик от бога.

Деревянные сиденья, семечки, даже курение в зале -  были нормой. По тем временам -  неимоверный кайф.

Рядом с этим кинотеатром - был любимый объект детства. Колхозный рынок. Сабурталинский Базар.
Открытая территория с кучей прилавков, на которых - изобилие фруктов и овощей, разных вкусняшек, самыми лакомыми из которых были гранаты и соленья.
Мама -  красавица. Поэтому таскала на базар и нас, иначе не было бы отбоя от горячих джигитов.
В Грузии всегда особенно относились к детям, поэтому часто угощали. За час нахождения на рынке можно было обожраться пробами. Мама ругалась - мы поедали абрикосы и сливы немытыми. Продавцы нахваливали свой товар, протирали фрукт грязными руками или о фартук, который не стирался годами и протягивали нам.
Мы благодарили и ели, ели, ели...Поносили, но без короны.

Когда мне говорят что в СССР не было капитализма -  мне смешно. Он был.
Он проникал повсюду, но особая его территория была -  рынки и базарчики.
В то время, когда магазины сверкали полупустыми полками, искуссно заставленными пирамидами из консервных банок -  рынки ломились от обилия всего. Те рынки и сегодняшние -  практически не отличаются контентом и наполнением. Мясо, рыба, фрукты, овощи. Отборное, вкусное, но дорогое.
На рынок ходили перед праздниками или по особым случаям.
А вот магазины -  совсем другое дело.
Я не скажу что в магазинах было покати поле. Нет. Но выбор был невелик, в сравнении с нынешним.
И не всегда всего хватало.  В соседнем доме была комиссионка с интересными вещами, рядом магазин "Куры".
Гастроном, а это уже почти забытое слово -  напротив Дворца Профсоюзов, большой светлый, но с кучей людей,  или по дороге к школе, небольшой, тёмный, с полками с конфетами, на которых иногда сидели мухи и которые, конфеты,  зачёрпывали специальными лопатками и насыпали во вручную собранные кульки.
Лучшее лакомство детства - жареные орехи в сахарной глазури и карамели.
Ещё были ириски, золотой ключик и разные подушечки с вареньем или повидлом внутри.
К ним липли не только мухи.
Но вкус был запоминающимся. Он формировал целое поколение.

От мух отбивались  марлевыми покрывалами прилавков и специальной бумагой, которая лежала на самом видном месте и была усеяна прилипшими мухами.
Они жалобно махали крылышками, угрюмо умирая под солнцем.
Я иногда спасал некоторых, за что бывал бит по рукам....

Ваке.

Дом в котором мы жили -  проспект Чавчавадзе 44.  Подъезд между "Союзпечатью" и магазином "Ткани".
Подъезд выходил парадным на проспект, а чёрным входом -  во двор, в котором находилась детская поликлиника.
Поликлиника была двухэтажной, или трёх, не помню. Крыша поликлиники -  прямо напротив нашего балкона лоджии, чуть ниже. Метрах в 10. Может чуток больше.
Было удобно плеваться косточками по кровле. Косточки, ударяясь - издавали специфический звук и мы проводили соревнования -  кто доплюнет и у кого круче звук. В этом виде соревнования, главными были косточки персиков.
Абрикосные мы раскалывали и ели.
Многие косточки не долетали и падали во двор, пока кто-то не высовывался из припаркованной машины или поликлиники и не грозил нам пальцем.
С другой стороны квартиры было окно кухни, выходящее на проспект и небольшой балкончик с такими колоннами, не знаю как они правильно называются на архитектурном языке, да и лень гуглить.
Полметра  на метр -  вот и весь балкон.
На нём едва помещались три подростка во время проведения чемпионата по метанию гнилых вишен или даже, иногда, яиц по крышам троллейбусов. Мы метили в зазор вентиляционных люков на крышах автобусов и троллейбусов и иногда слышали вопли. Бежали на кухню, прятались и наблюдали как из остановившегося троллейбуса выбегал водитель и грозил рукой всему дому.
Одной из главных игр детства была игра "останови троллик". На остановке, мы подбегали к стоящему троллейбусу, ждали пока он тронется, а потом тянули верёвки и стягивали контактные усы. Водитель тормозил, выбегал, а мы уносились, оборачиваясь посмотреть как троллейбус размахивает своими усами как гигантский таракан из фильма ужасов.

Напротив балкончика было два здания -  общага медиков слева и жилой дом справа, а между, прямо по курсу через проспект -  переулок в глубине которого находилась знаменитая тбилисская фабрика музыкальных инструментов. Такого говна не выпускала ни одна фабрика мира. Почему эта фабрика существовала и как умудрилась дожить до развала страны -  я до сих по не понимаю.
Много раз я задавал себе вопрос, почему случалось так, что в Грузии соседствовало такое.
Например -  худшие грузовые автомобили мира и тут же -  завод где выпускали ракеты и СУ25.
Обалденная еда и неплохая архитектура, хотя бы тот же "чейчленвчьейжопе" ( здание министерства транспорта, вроде бы) и тут же -  товары фабрик, которые создавали руками, выросшими реально из жопы.
Ответа до сих пор нет. С  подобным я потом сталкивался везде, особенно на югах. Это свойство южан.
Они иногда делают кайфовое и тут же -  удивительную лажу. Кто бывал в Италии или Турции -  понимает, о чём я сейчас говорю.

Тбилисская фабрика музыкальных инструментов -  была полным пиздецом не только в отрасли, но и вообще в мире на тот момент.
Вся лажа мира -  началась именно там, а я жил напротив и всё своё детство проводил в окрестностях этого пиздеца.

Ну да ладно. Вернусь к балкончику.

Летом я раскладывал коврик, высовывал ноги наружу и слушал в наушниках рок. Иногда вытаскивал колонки и давал слушать Лед Зеппелин всему проспекту. Эта совковая привычка знакома кучам людей.
Колонки у меня всегда были приличными. АС90 или усилитель Регент с коробкой.

Если выйти из подъезда со стороны проспекта, а я всегда шёл в школу этим путём - и пойти вправо -  можно было пройти магазин "Ткани", потом гастрономчик, кафе мороженое с замечательным итальянским автоматом мороженого. Мороженое "высиралось" из такой хромированной трубки, укладываясь в знаменитую форму, но было вкуснючим.
В этой кафешке были неплохие эклеры, трубочки и даже хачапури. Это было культовым местом для всей школоты, пока, почти напротив, не открылся парк Мзиури и его знаменитая кофейня.

Сразу за кафешкой квартал заканчивался и начинался квартал с грузинской школой ( она не враждовала с нашей, так как почти вся школота -  была из нашего района), напротив неё -  парк Мзиури, пара магазинов, ателье, где я позже шил себе разное.
Ателье в те времена -  были важным делом и местом где шилась модная одежда.
За этим кварталом -  была пожарка, с красивыми машинами, а если пройти между грузинской школой и пожаркой -  можно было выйти к моей, 56-й, русской, средней школе.
От дома до школы -  минут 5 волочащимся шагом. Ну 10, если с понтами.
В то время, в том районе, на одном квадратном километре было 4 школы и около 7 детских садов.

Между кафешкой и грузинской школой -  была небольшая улочка, даже переулок. Такие я называю - уличка.
Она поднималась вверх, а там была самая моя любимая улица в городе -  улица Барнова.
На ней почти не было магазинов. Только солидные, местами шикарные, особняки, с огромными окнами, высокими потолками. Очень похожи на нью-йоркские особняки с полуподвалами и такими лестницами к входным дверям.
Я всегда  мечтал жить в таких.
Среди этих особняков, прямо в конце переулка -  был кинотеатр "Казбеги".
Два маленьких зала, один на человек 30, второй на 70, может чуть больше - сейчас не помню.
Помню, что в малый зал едва помещался наш класс, когда мы групповухой делали "шатало" - так называлось свалить с уроков всем классом.
В этом кинотеатре показывали грузинские фильмы или советские, странные, иногда импортные, но то, что сегодня называют арт-хаусом. Контент был смурной, не совсем детский, но кинотеатр был прямо за школой и очень удобным местом пересидеть уроки. Иногда просмотр фильма прерывали, в зале включался свет, заходили работники кинотеатра, милиционер и наша завуч. И тащили нас обратно в школу, строили весь класс и искали зачинщика.
Мы молчали. Нас наказывали уборкой класса или дополнительными уроками. Родители вставляли пистонов.
Но арт-хаус стоил того. "Казбеги"  - был важной частью детства и будущего вкуса, культурного базиса.
Сегодня я могу сознаться.
Зачинщиком часто был я.
Был главным клоуном класса и школы. И дружил со всеми.

В городе была куча культовых мест и не хватит романа, чтобы описать и зафиксировать все, но я попробую это сделать.

У меня было на удивление кайфовое детство и оно было таким для миллионов мальчишек и девчонок моей страны.

Продолжение следует.

Тут тэг на написанное ранее:
https://artemdragunov.livejournal.com/tag/%D0%A2%D0%BE%D1%82%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D1%8B%D0%B9

image Click to view



__________________________

Тот самый

Previous post Next post
Up