Калининградский трамвай.

Dec 21, 2024 09:08


Доброго дня, читатель.

Сегодня я хочу поговорить о довольно интересной теме для моего города. Я живу в Калининграде, в городе с 700 летней историей, и неотъемлемой частью истории города является трамвайная сеть.



Трамвайные маршруты №5 и №3 на Южном Вокзале.



В этой статье я вам расскажу об истории Калининградского трамвая, о его настоящем и будущем.

Старейший трамвай в России!

Да, именно таковым является нынешний Калининградский трамвай. Но вообще данное утверждение не совсем корректно, сейчас объясню почему.



Довоенная фотография на одной из улиц Кёнигсберга.

Первый электрический трамвай заработал здесь в 1895 году, а до этого, с 1881 действовал конный трамвай. Калининград до Великой Отечественной войны назывался Кёнигсберг и принадлежал Германии. Но при этом электрический трамвай в Кёнигсберге появился раньше, чем в любом другом российском городе.

Особенности колеи.

Трамвайная колея в Калининграде отличается от других городов, причём отличалась с самого начала своего существования. Если вы интересуетесь трамваями, и при этом живете в другом городе России, то скорее всего ширина трамвайной колеи у вас 1524 мм. А в Калининграде ширина колеи составляет 1000 мм, поэтому наш трамвай считается узкоколейным.



Интересный кадр с развилкой колеи 1000 мм.



В Калининграде вся трамвайная колея в ширину 1000 мм.

Такая колея очень распространена в Европе, но и в России есть ещё 2 города с такой же: Пятигорск и Евпатория.

Маршрутная сеть.

С самого своего появления Кенигсбергский трамвай обрел очень большую маршрутную сеть, которая состояла из 15 маршрутов. В принципе весь нынешний Калининградский трамвай ходит по старой немецкой схеме.



Довоенная карта трамвайных маршрутов Кёнигсберга.

После войны, уже в советское время трамвай начали активно восстанавливать, и уже к 1980-м годам число маршрутов было 10. Однако с конца 90-х началось активное уничтожение трамвая.



Схема трамвайных маршрутов в 1990-е годы.

Активнее всего трамвай уничтожался в 2000-е и 2010-е. Он был уже на грани вымирания. К 2016 году оставался только 1 маршрут - №5. Но 5 декабря 2022 года решили возобновить движение маршрута №3 (Южный вокзал - ЦПКиО). Новый маршрут на 80% дублирует маршрут №5, поэтому многие считают маршрут №3 бесполезным.



Схема трамвайных маршрутов по состоянию на 1 февраля 2022 года. С того момента полностью возобновили маршрут №3.

Подвижной состав.

А теперь давайте посмотрим какие вагоны ходили или ходят по нынешнему Калиининграду.

В довоенном Кёнигсберге использовались трамвайные вагоны местного кёнигсбергского производства. Их выпускал завод «Штайнфурт». На трамваях устанавливались моторы мощностью 60 кВт и другое электрооборудование фирмы «Siemens». Эти вагоны использовались и после войны. Позднее их заменили трамваями восточногерманского производства.



Типичный трамвай в довоенном Кенигсберге.

В советское время, да и сейчас наблюдается некоторая проблема с подвижным составом. Дело в том, что в СССР почти не производили узкоколейные трамваи, поэтому приходилось их закупать за рубежом.

В 1953 году калининградский трамвайный парк насчитывал 129 вагонов, пассажирооборот составил 29,5 миллиона человек в год. Общая протяженность трамвайных маршрутов превысила 90 км. Таким образом, было восстановлено более 80% всей трамвайной сети, 51% вагонного парка, а объем перевозок составил около половины от довоенного.

Весной 1954 года советским правительством было принято решение о закупке в ГДР узкоколейных трамвайных вагонов для Калининграда и Выборга. 25 декабря в Калининград прибыли один моторный и три прицепных вагона марки Т-54 и В-54 соответственно. С этого момента начался процесс поэтапной замены старых штайнфуртских вагонов на новые цельнометаллические. Целая партия трамваев из ГДР поступила в первом полугодии 1955 года. В целях их сбережения и повышения ответственности, вагоны закрепили за маршрутами №1 и №6, приказом назначили водителей.



Калининградский трамвай в советское время.

Конец 50-х и 60-е годы были периодом самого интенсивного развития калининградского трамвая. Продолжались работы по замене рельсов и реконструкции трамвайных путей на площади Победы, по Сталинградскому и Советскому проспектам, улицам Ленина, Дзержинского, Маяковского, А.Невского, Московской, Кавалерийской, Житомирской, Черняховского, Октябрьской, Кирова, Клинической и другим. При этом было использовано 700 тонн рельсов с трамвайных линий, демонтированных в Советске. Происходила активная замена старых кенигсбергских вагонов на новые, поступившие из ГДР.

В 1967 году прибыли последние вагоны из ГДР - их выпуск был прекращен. К этому времени насчитывалось 224 вагона - 117 моторных и 107 прицепных. Кроме того, имелось 7 рабочих вагонов и 4 снегоочистителя. Калининградский трамвайный трест был переименован в Управление Калининградского трамвая, в котором трудилось 1318 человек.

Учитывая потребность в обновлении подвижного состава, управление калининградского трамвая в 1971 году заказало в Чехословакии первую партию вагонов «Татра T4SU», что потребовало реконструкции некоторых участков путей на проспекте Мира, улицах Камской, Киевской, Багратиона. Также, учитывая сложность этого подвижного состава, его принципиальное и конструктивное отличие от ранее эксплуатируемого в Калининграде, на предприятии началась подготовка к его приемке и соответствующей базы для ремонта и эксплуатации.



Tatra T4SU на трамвайном маршруте №7, 21 июня 1989 года.

Позднее были закуплены всеми известные Tatra KT4SU, который ходят и по сей день.



Трамваи Tatra KT4SU на улицах нынешнего Калининграда.

В 1995-м году в Германии были закуплены два трамвая марки «Дюваг» работавшие до этого в городе Маннхайм. Вагоны были не новые - один 1963-го года инв. № 443(в 2012 году он отремонтирован и сейчас работает экскурсионным трамваем), другой, инв № 442 - 1965 года выпуска. Оба эти трамвая проработали до 1998 года и дальше не эксплуатировались из-за поломки и невозможности ремонта т.к. не было запасных частей на них.



Вагоны марки "Duewag" в Калининграде.

В 2012 году был закуплен 1 польский вагон PESA-120Na последнего поколения узкоколейных трамваев.



PESA-120Na в центре Калининграда, когда его только привезли.

В 2021 году в АО «Калининград-ГорТранс» произошло очередное обновление парка трамваев. В соответствии с договором АО «Калининград-ГорТранс» было принято 16 новых низкопольных, двухсекционных трамваев «Корсар», произведённых в Санкт-Петербурге.



Трамвай "Корсар" возле Южного Вокзала.

На данный момент в Калинин граде ходят «Корсары», Pesa и Татры KT4SU.

Вагоны «Duewag» используются как музейные у Фридланских ворот.

В немецкое время трамвайное депо находилось в районе Коссе, но позднее построили новое, на улице Киевская.



Трамвайное депо Коссе 15 лет назад. Источник Urban3p.



Нынешнее трамвайное депо на улице Киевской.

А что же дальше?

Вопрос о будущем Калининградского трамвая стоит уже на протяжении 20 лет! Бывший губернатор Калининграда Антон Алиханов утверждал, что будет восстановлен маршрут №4, однако недавно там начали разбирать старые пути. Поэтому многие считают что Калининградский трамвай не ждет хорошее будущее.



Заказной маршрут у Рыбной деревни в Калининграде.

Калининградский трамвай является важной частью города, исторической изюминкой. Поэтому важно сохранить и восстановить былую трамвайную сеть.

На этом у меня всё, всем до скорых встреч.

калининград история, история калининградского трамвая, Калининград, калининград, кенигсбергский трамвай, транспорт, проблемы, общественный транспорт, Калининградская область, трамвай, что посмотреть в калининграде

Previous post Next post
Up