F.A.Q. о школе

Sep 02, 2012 15:58

Меня часто спрашивают, за что я так сильно ненавижу школу. И каждый раз я не устаю удивляться этому вопросу. Так как с моей точки зрения вопрос следует ставить иначе: разве может взрослый и трезвый человек относиться к школам без ненависти?

В.: Но ведь школа даёт детям знания! Без школы наши дети станут тупицами, будут лёгкой жертвой мошенников типа Мавроди или Чириковой

О.: Откройте глаза. Паства Мавроди, Чириковой и Малахова училась в школе поголовно. Увы, бояться поздно: окончившие школы люди уже в массе своей являются тупицами. За пределами своей профессиональной области они умеют только медленно читать, писать с ошибками и считать на калькуляторе.

Банально прочтите комментарии к посту какого-нибудь пишущего для широких масс блогера. Например, матерщинника Тёмы. Орфографические ошибки типа «жизнерадосные» и «помойму» регулярно проскакивают у каждого третьего комментатора. С запятыми не могут справиться девяносто пять процентов. Аккуратное же оформлению мыслей - хотя бы на уровне газетного текста - я вижу, дай Б-г, в одном комментарии из ста. Проще говоря, современная школа в плане знаний не даёт человеку ни-че-го.

В: Пусть школа не даёт реальных знаний. Однако она учит учиться!

О: Чтобы научиться учиться надо… учиться учиться. Надо изучать психологию, мнемотехнику, педагогику.

Что из этого списка преподают в школах? Ничего. В процессе обучения школьникам столько раз бьют киянкой по мозгам, что их несчастная психика превращается одну большую кровоточащую отбивную. О каком умении учиться можно говорить, если большая часть взрослых не может самостоятельно разобраться даже в элементарнейших компьютерных вопросах?

Казалось бы: просмотри справку к программе, найди нужный тебе кусок текста и прочти его. Что может быть проще?

Однако школа так качественно выжигает кислотой детям мозги, что взрослые банально не могут заставить себя потратить на обучение новому даже несколько минут. Им страшно, больно, неприятно учиться.

Нужно быть крайне наивным человеком, чтобы заявить после этого, будто школа учит учиться. Ладно, я понимаю, себя оценивать тяжело. Мне на собеседованиях ещё ни один претендент не сказал честно, что он учится медленно: все заявляют, что они учатся быстро и схватывают всё на лету.

Но откройте глаза, посмотрите вокруг. Сколько вокруг вас людей, патологически неспособных к какому бы то ни было обучению? Если вы только не очень везучий человек, то таких - подавляющее большинство.

В: Но всё же выпускники школ знают больше, чем знали до школы

О: А ещё у семнадцатилетнего член длиннее, чем у первоклассника. Тоже школе спасибо? Понятно, что невозможно прожить одиннадцать лет и ничему за это время не научиться. Вот только школа тут не при делах.

В медицине принято делать так называемое двойное слепое исследование. Приходит, допустим, Геннадий Малахов в клинику и говорит: я изобрёл целебную настойку из мочи штангистов, она помогает при радикулите. Вот, я тут принёс отзывы тех, кому помогло.

Врачи отвечают Малахову: погодите, Геннадий Петрович, мы проверим. Берут сто больных радикулитом. Потом в течение месяца половина из них пьёт настойку из мочи, вторая половина - настойку боярышника. И дальше врачи смотрят - есть ли какая-нибудь разница в состоянии подопытных. Если разницы никакой нет, значит, настойка Малахова не работает и ему следует продолжать свои эксперименты до достижения более убедительного результата.

Так вот. Со школами таких исследований официально не проводят. Так как отлично знают: если одного ребёнка учить в школе, а второго пустить в свободное плавание вне школы, то школьник будет знать меньше, а здоровье иметь хуже.

В: Я помню школу. Нам рассказывали там важные вещи. Вот, логарифм, например, или про Генриха IV. Я оттуда многое интересное помню

О: Вот короткое исследование - чем реально заняты дети на уроке:
На настоящее обучение дети тратят… несколько минут со всего урока. Остальное время уходит на переклички, ожидание отстающих, выслушивание нотаций, повторение уже известного хорошим ученикам материала или прочую чушь.

То есть, реальный КПД школы составляет, в самом лучшем случае 10%. Но это максимальная цифра, достижимая только для самых прилежных и выносливых детей. Нормальный ребёнок тратит на реальную учёбу 1-2 процента времени, не больше.

Встаньте на выходе любого метро и начните задавать людям элементарнейшие вопросы. Попросите сложить одну третью с одной четвёртой, например. Арифметика постоянна нужны во взрослой жизни, поэтому отмазка «мне нужно смотреть справочник» тут не прокатит.

Возможно, вы будете удивлены, но 90% людей не смогут дать вам правильный ответ.
Почему?
Потому что школа крайне неэффективна. Банальный просмотр телевизора и посещение магазинов дадут больше знаний об окружающем мире, чем высиживание обязательных часов на уроках.

Репетиторы знают: если ребёнок настроен учиться, можно без особого напряга двигаться по школьным предметам со скоростью учебный год в неделю. Уже это является показателем реальной цены школьных часов.

В советское время на одной из дипломатических тусовок наш дипломат с гордостью сказал немецкому, что Стаханов сумел перевыполнить норму в тридцать раз. На это немец пожал плечами и заметил, что если бы подобное произошло в Германии, то назначившего такую маленькую норму технолога немедленно уволили бы.

Ровно то же самое можно наблюдать и в школе. Ведь в чём заключается одна из главных причин ненависти к ЕГЭ? В том, что он раскрыл секрет Полишинеля - реальный уровень получаемых в современной школе близок к нулю.

В: А мне нравилось учиться в школе! У меня там были друзья, мне было там хорошо

О: Я вас понимаю. В обезьяньих стаях бывает весело. Интриги, травля, первые поцелуи, прочие животные забавы. Если вы принимали правила игры и нормально вписывались в школьную стаю, занимая там достаточно высокое положение, школьные годы должны были пролететь для вас легко и ненапряжно.

Но если бы вы эти десять лет не учились в школе, а просто жили бы, общаясь с ребятами во дворе, вы получили бы даже большую дозу обезьяньей социализации: ведь в ваших компаниях не играли бы серьёзной роли ущербные взрослые, которые в школьных иерархиях занимают незаслуженно высокое положение. При этом вам удалось сохранить бы значительно больше физического и душевного здоровья.

Кроме того, всё же нельзя быть таким эгоистом. Ведь обезьяньи стаи устроены таким образом, что многие нормальные дети в них не вписываются. У таких детей развивается целая масса заболеваний, вплоть до дидаскалейнофобии - панического страха перед школой.

В: А вот у меня был замечательный учитель…

О: Я верю в хороших учителей. Я не верю в классно-урочную систему. Школьная система устроена таким образом, чтобы перемалывать в труху любые попытки хороших учителей выпрыгнуть из обезьяньих ритуалов и начать реально учить.

Вот свежий пример - директор школ был вынужден уйти в оставку, когда выяснил, что чиновники заставляют его тратить больше 90% времени не на организацию учебного процесса, а на заполнение бессмысленных бумажек:

http://blog.smirik.ru/2012/08/2.html

При этом я далёк от мысли винить чиновников в злом умысле. Наши чиновники от образования - плоть от плоти этого обезьяньего болота. Вся их жизнь давно уже подчинена бессмысленным ритуалам, за пределами которых их не интересует ничего.

Если дать хорошему учителю заинтересованных детей, он сможет очень многому их научить. Но… кто же разрешить учителю тратить отведённое под мартышкины забавы время на настоящую учёбу?

В: Почему школы превратились в те калечащие детей камеры хранения, которыми они являются сейчас?

О: Потому что у школ не было обратной связи. Общество никак не контролировало результаты обучения, доверяя оценивать уровень эффективности учителей… самим учителям. А если оставить большую бюрократическую систему бесконтрольной, результат будет возможен только один - полное поглощение всякой полезной деятельности обезьяньими ритуалами.

Много об этом писал, кстати, Мэрфи. Внутренняя согласованность ценится больше эффективной работы. Компетентный человек - это человек, ошибающийся по правилам. Унция репутации стоит фунта работы… вообще, хорошей идеей является перечитывать Законы Мэрфи каждые несколько лет. С возрастом они вызывают всё меньше смеха и всё больше согласных кивков головой.

Так вот. В том, что наши школы стали гнойными отстойниками, в которых неудачники калечат наших детей, виноваты родители.

Мы все с вами отлично понимаем, что бумажные конспекты в двадцать первом веке - это устаревшее безумное дерьмо, реальной пользы от которого не больше, чем от негритянских амулетов из змеиной кожи. Тем не менее, учителя продолжают требовать от детей вести конспекты, а родители делают вид, будто так и надо.

Почему бы родителям не задать учителям вопрос прямо - почему вы тратите время наших детей на мартышкин труд?

Трусость, конформизм. Нежелание решать проблемы несчастных детей, когда вполне хватает и своих, взрослых проблем. И, наконец, осознание необходимости куда-то сдавать ребёнка на время рабочего дня.

Кроме того, мы же все окончили школу. И нам там крепко вдлобили в головы: если тебя заставляют заниматься ерундой, засунь язык себе в задницу и не высовывайся. Замкнутый круг забитых и боязливых обезьян замкнулся.

Нет, я знаю, сейчас мне накидают сто аргументов о пользе ведения бумажных конспектов в 2012 году. Однако давайте всё же найдём в себе смелость заглянуть правде в глаза. Хотя бы здесь: в Интернете, где всем на всех наплевать. Какие бы оправдания бумажным конспектам мы ни высасывали из пальца, главная причина их существования ровно одна. Много веков назад умный человек завёл традицию вести конспекты, а потом поколения тупых обезьян сделали эту устаревшую уже традицию святой.

В: Так что же, ты предлагаешь разрушить школы?

О: Нет, конечно. Обезьяны учителя, обезьяны родители и маленькие детёныши обезьян уверены, что школа полезна и нужна. Кто я такой, чтобы начать насильно открывать им глаза?

Во-первых, им будет больно. Во-вторых, они мне банально не поверят: обезьяньи мозги подчиняются законам коллективов и авторитетов, а не законам логики.

Если людям так угодно, что же, пусть они и дальше отравляют мозги своим детям школами. В конце концов, я тоже окончил школу, и ничего, не вывихнул челюсть на уроках. Стал таки самостоятельным человеком.

Я не верю в революции. Рубануть шашкой и разрубить это осиное гнездо - идея дурацкая. Пусть лучше тихо себе гниёт. Реформа школ должна идти ненасильственным путём, постепенно.

В: Есть ли какая-нибудь альтернатива школьному обучению?

О: Конечно же, есть. Во-первых, можно резко снизить вред от школы, если объяснить ребёнку суть происходящих там процессов. Адекватный родитель, встающий на сторону ребёнка и учащий его правильно решать конфликты с учителями и одноклассниками, может сделать обучение в школе совсем ненапряжным.

Во-вторых, есть хоумскулеры: учащие детей дома родители. Технология уже неплохо отработана, сил и времени у родителей отнимает совсем немного, результаты великолепные.

В-третьих, наука не стоит на месте. С массовым распространением компьютеров, например, стали возможны две замечательные вещи - удалённое обучение и геймификация.

Великолепные курсы, например, вы можете пройти онлайн на сайте Курсера:

https://www.coursera.org/

Конечно, там всё на английском, но много где таки есть русские субтитры… да и вообще, школа ведь научила вас учиться? Почему бы вам не испытать современные технологии на себе?

http://vk.com/note952794_11889183
Previous post Next post
Up