Nov 17, 2019 09:19
С появлением краудфандинга возникла иллюзия, что журналист может обходиться без редакции. Надо выставлять статьи на оплату (эл. кошелек или другие платформы - их уже есть) и публика будет подбрасывать копеечку.
Была целая волна проектов. Кашин, Соколов-Митрич, на Западе было немало блогожурналистов и самосми. Все отмерло. Причина почти везде одна - чтобы стоять, надо ехать. Без остановки.
На второй примерно год возникает вопрос - а зачем, собственно?
Для бесконечного движения без вопросов к самому себе нужна институциональность. Редакция. Выражаясь маклюэнским языком, нужна вынесенная вовне функция моральной мотивации. Редакция - упорядочивающий интерфейс, гарантирующий ВОСпроизводство продукта и журналисту, и публике.
И вот что любопытно: традиционная журналистика загибается по причинам, которые на стороне потребления (неготовность аудитории платить, когда есть сопоставимое бесплатно).
А за блогожурналистику (за лучших авторов, разумеется) публика, в принципе, была бы готова платить. Но тут уже проблема на стороне производства - отсутствие институциональных гарантий воспроизводства продукта, психологическое выгорание автора-одиночки.
Белкой в колесе может быть только редакция (потому что там белки сменные, а колесо и необходимость бежать заданы "сверху").
Редакция - экзоскелет журналиста.
Смерть газет,
Медийное