Горизонты развития науки, технологии и дизайна

Apr 12, 2014 22:28



Чтобы попытаться спрогнозировать дальнейшее развитие технологий и дизайна, в первом приближении хорошо подходит известная экономическая модель, предложенная Николаем Кондратьевым в 1920-е годы. Кому интересно узнать подробнее, можно это сделать в Вики или в более авторитетных источниках.

Главное уловить суть, что с начала 19-го века пошел крайне резкий рост развития технологического уклада человека, научно-технические открытия кардинально стали влиять на  все аспекты жизни общества: социальные, экономические, политические психологические и прочее.



  • Примечание. Последний пункт (2060 - 2100 гг) добавлен от меня, поскольку официально пока принято считать, что в силу экспоненциально-резкого роста развития технологий, наступит некая конвергенция и техноуклад, недоступный нашему пониманию. В моем же понимании, наступит духовный рассвет человечества, раскрытие его реальных потенциалов, а технологические уклады - это просто трамплин к переходу в новое, а возможно и хорошо забытое, старое, состояние. Но это, скорее, отступление и немного другая тема.
В 19-м веке общество, на уровне бессознательного, восстало против сильного расслоения между богатыми и бедными, существующее в рамках исторического процесса примерно 6-7 тысяч лет.

Это восстание обрело характер изменения технологических укладов, а если убрать лишнее, то с помощью них происходит раскрытия неких простых, но крайне важных знаний о человеке и его истинной природе, доступных ранее только древним элитам, и то не во все исторические промежутки. Скорее всего, эти знания растворились примерно в эпоху возрождения и частично остались в древних ведических культурах.

Если вернуться к схеме с технологическими укладами, то теперь нужно вносить поправки и корректировки.

Во-первых, она не последовательно-сменяемая одним укладом на другой. В ней технологические уклады сосуществуют вместе. Например, тяжелое машиностроение (3 техноуклад) существует совместно и с 4-м и 5-м и 6-м техноукладами. Оно создалось раньше нанотехнологий, но оно существует, модернизируясь, и сегодня.

Таким образом, мы получим модель, которая существует сейчас на западе.



Это пирамидная модель и она тупикова.

В западной модели надстройка техноукладов, в условиях открытой конкуренции (а это ключевой фактор любого развития), привела к параллельному развитию технологии и эстетики (технология+эстетика=дизайн), как фактора конкуренции. То есть, в западной модели важно не просто произвести хорошую микроволновку или утюг, а важно, чтобы они были красивыми, поскольку, технически, все конкуренты делают примерно одинаковый продукт и остается конкурировать только на уровне эстетики, где коридор возможностей для конкуренции зачастую выше: выше спектр производителей одного и того же товара.



Так, сменяя один уклад за другим, технология и эстетика на западе соединялась и оформлялась все более отчетливо в дизайн. Таким образом, в западной модели дизайн это не просто соединение технологии и эстетики. В 1960-е годы, в условиях холодной войны с Россией, они вынуждены были оформить дизайн как ключевую, цивилизационную цель своего развития. Так родился период эпохи западного потребления. И мы как раз сейчас наблюдаем как он себя исчерпал.

Такая модель смены техноукладов на западе произошла по той причине, что на самом деле, США холодную войну проиграло ещё в 60-е годы, проиграв борьбу за 4-й технологический уклад, когда именно Россия первая проложила дорогу в космос.

И в Космосе, исторически, именно Россия заложила цивилизационные коды развития, например, на МКС международным считается русский язык, посольку там вся техно-начинка адаптирована под русский. И менять это уже невозможно (отличный фильм на эту тему)



Таким образом, для России смена техноукладов выглядит совершенно иначе и единственно верно. Самый важный техноуклад для человечества это 4-й, именно он позволяет дать смысл развития человечеству не через дизайн (техноэстетику) и потребление, а через освоение космоса.

Остальные же техноуклады (5-й и 6-й), где мы потеряли лидерство после развала СССР, служат лишь улучшением и усовершенствованием космической отрасли, улучшением 4-го техноуклада.

Поэтому, кондратьевские циклы не верны в своих выводах.

В русской модели дизайн имеет сугубо прикладной характер. Мы называли отстутствие дизайна в СССР совком, но на самом деле СССР решало куда более важные задачи и блестяще их решив, отправилось в мир иной, а нам предстояло 20 лет прививок от западного потреблядского мышления, для того, чтобы вновь дать миру новый глобальный смысл «осваивать другие планеты», где мы целиком и полностью законодатели.

В холодную войну США и Европа поняли, что СССР в космосе им невозможно догнать. Даже их шаттлы в итоге оказались недееспособными. Они попытались выгадать время, заменив смыслы создав культ дизайна с 80-х по 2000-е. Эпоха потребления себя исчерпала и они стали заменять научную фантастику детскими фэнтезийными историями про Гарри Поттера и Властелин Колец. Пока эти тупиковые смыслы работают но и они себя исчерпывают.

Человечество должно развиваться, двигаться дальше, осваивать другие планеты. Россия должна снова перехватить инициативу, освавивая Арктику, мы должны соединить к нашему основному 4-му техноукладу достижения сопутствующих 5-го и 6-го техноукладов. И отработав методы освоения территорий в сложнейших  климатических условиях Арктики, освоить Луну, Марс и далее по списку.

Космос велик, есть задачи намного интереснее, чем обслуживание жалкой и ничтожной, в своих целях, кучки западной элиты, где вся тема космоса для них не ушла дальше коммерческих полетов на околоземную орбиту для все той же кучки избранных.

philosophy

Previous post Next post
Up