Jul 10, 2008 12:07
Одна из главных наших проблем это то, что мы считаем, что живем в уникальное время и в уникальной ситуации. Интернет, мобильная связь и прочие технические новинки как будто бы делают нашу эпоху переломной и уникальной. Даже некоторые историки подвержены этому массовому психозу.
Однако, стоит отметить, что наше поколение в этом вовсе не уникально. Читая того же Сенеку, можно убедится в том, что уже тогда, в первом веке нашей эры, даже самые мудрые полагали, что человечество уже старо и живет в переломную эпоху. Впрочем, у Сенеки было больше оснований так считать, все же в это время случилось одно значимое событие, которое определило дальнейшую судьбу мира и человечества.
Все последующие поколения тоже считали, что живут в эпоху переломную и уникальную. Что далеко ходить, люди видевшие первый полет в космос и первый телевизор имели куда больше на то оснований, чем мы с вами, да и те кто впервые увидел радио и телефон тоже. И где они? Чего они увидели нового и переломного кроме пятна на плеши у Горбачева?
Нужно отказаться от этого вреднейшего представления, что прорыв и перлом могут произойти от техники или социальных движений. Прорыв может быть только в духе. А человек в социуме всегда останется человеком, будь он одет хоть в тогу, хоть в скафандр.
Человека делает человеком, не только умение передавать опыт в рациональных вербальных формах, но в первую очередь рефлексивное осознание хода времени. Однако мы слишком нерефлексивно воспринимаем этот самый ход времени.
Время подобно морю, ход времени подобен волне, а человек подобен пловцу на досках. Только встает на доску и сходит с неё он не по своей воле. Все что вне этого, спереди и сзади это лишь пустая бездна и небытие. Никто не в силах остановится на месте, повернуть волну назад, или же ускорить её ход. Так незачем и думать об этом слишком много. Рано или поздно волна принесет человечество куда-либо, ибо не бывает бесконечных морей, но понять этого нам не дано. Те же, кто вглядываются вдаль, пытаясь увидеть там нечто кроме смерти, или все время оборачиваются назад, пытаясь рассмотреть что было в прошлом, обречены не видеть ничего, кроме водной глади и приближающегося берега (небытия).
Мы не уникальны. Те поколения, которые понимают это, добиваются очень многого. Не будет никакого оптимистического апокалипсиса, после которого история остановится и все станут счастливы. Люди всегда будут неравны, на Балканах всегда будет напряжение, евреи всегда будут торговать, люди всегда будут страдать от лишнего веса. Возьмем, к примеру, нацию, которая вела себя в последнее время одновременно умнее и глупее всех - немцев (а вы о ком подумали?). Чтобы появился Бисмарк, нужно сперва переварить Наполеона, потом поспорить с Гегелем, а затем понять, что есть некоторые вещи, которые не мешало бы поправить. А потом развивать успехи так, чтобы это не кончилось 45-м годом и Ангеле Меркель. Пока немцы не считали свое поколение уникальным - они действовали и делали свою эпоху действительно уникальной. Как только вагнеровщина победила они тут же все глупо и бездарно растратили. А ведь в начале века у них булл шанс на очень многое. Но они поверили, что все уже в кармане, а теперь удивляются, откуда взялась Меркель. Оттуда-оттуда, из прекрасного лика Менгель всегда вылазит мерзкая рожа Меркель.
Гаумата советует меньше думать об эпохе, больше о себе. Внутри тебя нет никакого времени. Только тело подвержено старению, дух не нуждается в секундомере. Тело не нуждается в свободе, в воле нуждается только дух. Прежде всего, освободись от своей эпохи, а затем от понятия «свобода». Пусть пространство и время потеряют власть над тобой. Вот тогда Дух и восторжествует без всякого Наполеона или Гитлера. Назад к Канту! И как говорил Джибидай Спрингфилд: «Благородный дух убольшает и маленького!».
новый язык,
философия,
этика,
метафизика