Высоцкий. Феномен воинствующей посредственнности

Jan 25, 2008 11:22

О личности Высоцкого можно рассуждать много. В один день вчера прочитал от разных авторов, что Высоцкий еслиб не помер, защищал бы Белый Дом в 91-м, и что Высоцкий штурмовал бы Останкино в 93-м. Я уже писал о нем год назад и многие со мной согласились, что человек был неоднозначный. Но вот прошел год и истерия вокруг его очередного дня рождения побуждает опять отписывать на эту тему. Так вот речь скорее не о самом Высоцком. А о тех людях, для которого он стал «голосом поколения». Как всегда об интеллигенции.

Одна из главных особенностей этой прослойки - воинствующий антиинтеллектуализм. Диктат посредственности. Есть небольшая часть интеллигентов, которые достаточно образованы, чтобы с ними можно было о чем-нибудь поговорить, но думать и они как правило не способны. Ненависть к любой вольной мысли не включенной в их чрезвычайно узкое восприятие, к любом полету человеческой души, к любому гению.

Этот воинствующий антиинтеллектуализм очень хорошо выразился в творчестве Высоцкого. Хотел бы оговориться, что актер он талантливый и есть у него несколько действительно стоящих песен о войне, но остальное… Градус пошлости в его шутливых песенках невероятен, Петросян и К отдыхают. Ладно мы, тридцатилетние, нас этой пакостью травили с детства, но забавно слушать реакцию тех, кто помладше. Недоумение. «Поколение пепси» недоумевает, как можно ругать культуру MTV в обществе, где эта хриплая пошлятина Высоцкого является эталоном.

Как случилось, что человек блистательно игравший белых офицеров, аристократов, бывший образцом хорошего вкуса в кино, во второй своей жизни превращался в хрипящего пошляка. Один Высоцкий мотается по миру, нюхает кокаин, женится на одной из самых красивых мировых актрис, гусарит по ресторанам. А другой - гитарка, таганка, запой, кухонька. Два в одном, на потребу интеллигентам. Если бы не пошлил под гитарку, его бы не приняли. Кому нужен аристократ? Нужен вот этот вот такой же с кухни, прошептал анекдот, спел песенку, почесал бороденку. Много тщеславия было в этом человеке, раз он потакал.

Интеллигенция. Мудрость, почерпнутая у Стругацких с Булгаковым, начитанность измеряющаяся в хемингуеях, а духовность в окуджавах. Они превратили мировую культуру в кладбище с мраморными досками, а сами слушают песенки про то, как «аборигены съели Кука». Ненависть к любому мышлению выходящему за эти рамки: «Это все придумал Черчилль в восемнадцатом году». Откуда вам баранам про Черчиля знать, что он придумал? Стругацкие об этом не писали, Парфенов об передачи не снимал. «Вон Петя-то молодец! На еврейке женился и по израильской визе уехал, уже в Америке». - Ну какой тут Черчилль? - «Ну ладно наливай и давай послушаем песню «жираф большой ему видней». В этих тухлых мозгах может существовать только вопиющая посредственность Высоцкого.

А может быть Семеныч просто хотел привлечь внимание этой публики, чтобы впарить им в нагрузку пару стоящих песен и заставить задуматься? Ну, так не вышло ничего, думать никто так и не научился. Из всех категорий людей только интеллигенция не способна меняться. Я знавал бандитов, которые становились замечательными умнейшими людьми, то же и со всеми другими категориями граждан, кроме интеллигентов. Интеллигент не способен ничему научиться.

Высоцкий с его песенками был закономерен. Кухонька с немытой горой посуды и тараканами, засаленная самиздатовская перепечатка «Архипелаг ГУЛаг», замызганный свитер с горлом, какую музыку к этому добавить? Генри Манчини или Бетховена? Нет нужен мерзкий хрип. Посетителям театра на Таганке не нужен аристократ, посетителям данного театра нужен юродивый, глумящийся над согражданами «Ой Вася глянь какие клованы». И Высоцкий стал таким.

события, эстетика, правда, культура

Previous post Next post
Up