Оригинал взят у
periskop в
Спуск "Арктики" на воду. Впечатления и наблюдения Фоторассказ о вчерашнем спуске "Арктики" на воду (видео
уже выложено).
Действо происходило на Балтийском заводе у стапеля А, однако я расскажу не только о нём - но и об окружающих заводских сущностях, а равно и об эмоциональном накале события. На судостроительном событии такого уровня я присутствовал впервые в жизни - тем более, что спускали на воду не просто рядовой ледокол, а головной атомный нового проекта 22220. Так что там всё было интересно наблюдать. Спуск был назначен на 10 утра, так что я около восьми уже вышел из дому и поехал на Васильевский остров.
"Арктика" на стапеле, последний час. Скоро уже попробует невской водички
2. Подойдя к главной проходной на Косой линии, я подивился - к ней стояла огромная очередь метров в сто, которая тем не менее удивительно быстро двигалась. Секрет оказался прост - в какой-то момент около девяти утра Балтийский завод стал пропускать вообще всех желающих, а не только по спискам. Такой вот аттракцион невиданной щедрости - особенно учитывая то, что в обычное время тут весьма строгий режим. В общем, я зашёл на территорию, ничего не показывая на вахте и ничего не согласовывая. Такой же дружной толпой люди двигались к стапелю А - на обе стороны. Мы с моим сопровождающим тёзкой Сергеем пошли с солнечной стороны.
3. Подходим к стапелю. Тут уже всё готово - сооружена трибуна для випов и площадка для прессы. Поскольку я не был официально аккредитован, то решил искать хорошее место как повезет. Справа видна формирующаяся центральная секция "Сибири".
4. Оценив общую обстановку, решили идти ближе к корме и там искать местечко. "Тогда слышно не будет речи и ход церемонии освящения" - "Да и фиг с ними!".
5. Всё нарядно, борт по леерам украшен шариками. Чуть поодаль желающим раздают флажки, чтобы махать при спуске.
6. Площадка для прессы уже набита с селёдочной плотностью, второстепенные випы тоже уже на месте.
7. Ну а мы идём вдоль гигантского корпуса ледокола дальше.
8. Народ прибывает с пугающей скоростью, и надо срочно искать место. Примерно через 20 минут после нашего подхода уже яблоку упасть негде. Но мы сориентировались - нашли чуть дальше подставку для трубопровода и на неё взобрались.
9. В принципе, в начале нашего прихода можно было даже занять место с видом на винты, рядом, но я оценил обстановку и подумал, что тогда масштаб корабля будет передан не очень хорошо и нашли площадку поодаль.
10. Рядом с нами все доступные возвышения быстро заполняются. Контрольную ленточку-ограничитель русский народ порвал довольно быстро, так что открылся простор для творчества. Но настроение у всех праздничное, приподнятое, все шутят, ждут волнующий момент и обсуждают ледокол.
11. Вид на "Арктику" с моей площадки. Спуск пройдёт "задом", т.е. кормой вперёд. По обеим сторонам - и с носа, и с кормы - поставили белые страховочные понтоны для недопущения заваливания корпуса на борт. Он же пока пустой, центровка рискованная.
12. На борту было примерно 15-20 человек. Оказывается, это нормальная практика, когда при спуске на борту люди. Они отдают якорь при посадке на воду и исполняют ещё какие-то не очень ясные для меня функции.
13. После того, как ликвидировали ленточку, сообразительные поставили леер и забрались наверх надстроечной секции, готовой к установке. Я тоже в принципе мог, но остановило соображение "лучшее - враг хорошего" - буквально пять минут назад мы смотрели, как охрана БЗ и минЧС-ники удаляли всех зрителей с крыши корпуса с другой стороны. Мало ли, вдруг и тут погонят?
14. МинЧС-ники действительно пришли и на нашу сторону, однако с такой массой народу уже ничего не могли сделать, и поэтому просто перекрыли подход для новеньких, кто тоже хотел забираться на секции. Народ бухтел недовольно, но пройти уже туда не мог. Вытащили лестницы и раскрыли их с этой стороны надстройки, прислонив к стене.
Действо в районе вип-площадки было слышно плохо, я был далеко оттуда.
Бутылку об корпус разбивала Валентина Матвиенко, её назначили "крёстной мамой". Перед этим - долгое освящение, церковные песнопения. Потом официальные речи.
Наконец, 10-40 утра - огромная туша стронулась со стапеля и плавно поехала к Неве.
Крики "ура!", свист, восторженный рёв... Момент спуска я снимал только на видео, вот он:
Click to view
Конечно, были гораздо более выгодные ракурсы, но я и со своей позиции посмотрел на процесс довольно неплохо.
Что касается характеристик будущего ледокола - то выкладываю их и тут, для удобства. Вот так он будет выглядеть примерно через полтора года (инфографика РИА):
15. Как только ледокол вышел на воду, люди стали расходиться, и мы почти сразу стали пробираться к кромке Большой Невы.
16. После спуска "Арктика" отдала только носовые якоря (кормовые не понадобились), дошла по инерции чуть дальше середины русла, и затем с ней стали работать буксиры, стоявшие уже наготове.
17. Красиво работают! Можно сразу же постить фотачки в "одноклассники". За эти полчаса в соцсети ушли, наверное, сотнитыщ фоток ледокола :)
18. А вдали по фарватеру уже надвигают серединную секцию будущего Вантового моста ЗСД.
19. Корпус разворачивают параллельно фарватеру и сейчас поведут к штатному месту "Арктики" у достроечной стенки.
20. Зрители у берега Большой Невы.
21. Снимают отовсюду :)
22. Идеальное место для памятного селфи "на фоне". Снимаются массово, чуть ли не в очередь. А когда ещё? Спуск нового атомного ледокола - событие очень нерядовое.
23. А мы пошли обратно к стапелю. Идём и с изумлением видим, что по стапельной поверхности, где буквально 20 минут назад стоял в готовности ледокол... гуляют люди! Охренеть! Значит, и нам надо сходить. Где тут безопасный спуск? Пошли искать.
24. Нашли заход, и пока ещё не стали очищать стапель от посторонних, подошли к кромке воды. И тут тоже селфи, ещё покруче того, что у берега Большой Невы. На заднем плане маячит "Арктика", с которой производят манёвры.
25. Всё, ледокол потащили к достроечной стенке.
26. А на стапеле - эпическая картина маслом. В буквальном смысле слова маслом! :)
27. То удивительное чувство, когда ты своими глазами видишь происхождение русской поговорки "как по маслу". На стапель, где буквально полчаса назад стояла гигантская туша ледокола, можно зайти разве что первый час после спуска, потом уже всё. И вот ты в этот уникальный момент смотришь это самое "по маслу" и можешь даже его потрогать!
28. Насалка, по которой спускают на катках корабли, поближе.
29. Поднимаюсь к вип-площадке, где был нос ледокола.
30. Вовсю формируется центральная секция "Сибири" - систершипа "Арктики". Всего законтрактовано три ледокола пр. 22220, так что сейчас, когда стапель освободился, секцию передвинут ближе к воде и начнут формировать корпус полноценно во всю длину. А на место "Сибири" в сентябре этого года встанет "Урал", третий ледокол проекта. Так что работы Балтзаводу сейчас будет выше крыши. Вообще, завод соскучился по большой работе и крупным кораблям, долгий период безвременья плохо сказывался на кадрах и общем состоянии оснастки и территории.
31. Пока можно, хожу по территории - до 12 дня выпускают через проходные без проблем. Вот тепловозики Балтзавода, уникальная ж/д на территории Васильевского о-ва.
32. Стапель "Б". Корпус дизель-электрического ледокола "Виктор Черномырдин". Имя меня коробит, но сам факт ледокола - хорош.
33. Иду ко второй проходной, осталось ещё посмотреть "Ломоносова". Он по пути.
34. На территории сложены новенькие фланцы и трубы для оснастки корпуса "Арктики", сейчас его будут интенсивно насыщать внутренностями и ставить надстройки. Оба реактора из Подольска будут готовы к началу июля.
35. Подхожу к ПАТЭС "Ломоносов", он огорожен вторым периметром. Когда я попытался его снять, сразу двое охранников с разных сторон бросились ко мне: "А-а-а! Этот объект нельзя снимать!". Ну ладно.
36. Район "Ломоносова" ограждён строго, сюда нужен второй пропуск для прохода.
37. Вышел наружу через вторую проходную, по Масляной ул. Тут я ещё не проходил.
38. Вот такой вот выдался интересный день. На память о знаменательном спуске остались флажки с подписью.
Спасибо за внимание!