Вопрос о захоронении того, что
осталось от тела В. И. Ульянова, в последнее время поднимается с завидной регулярностью.
Что и неудивительно, ведь выставленная канувшими в лету почитателями на
всеобщее обозрение мумия, согласитесь, весьма неординарное явление. Мнения, как
и положено при обсуждении неоднозначных вопросов, разделились. Давайте
попробуем приподняться над ситуацией и обсудить её без истерии и по возможности
наиболее беспристрастно.
Существует распространённое мнение,
что постсоветская Россия не может успешно продвигаться по пути демократического
развития, не расставшись с Лениным как символом красного террора и идеей экспорта социалистических революций. Ленин совершил
преступления против человечества, которые не имеют срока давности. Так же
нельзя сбрасывать со счетов и экономический аспект. Государство не имеет
морального права тратить деньги налогоплательщиков на содержание и реставрацию мумии
бывшего лидера несуществующей ныне политической партии ВКП(б). Исходя из всего
вышеизложенного, предлагается полностью ликвидировать мавзолей на Красной
площади в его нынешнем виде, вернув ей облик, сложившийся к концу XIX века и передать
останки В. И. Ульянова родственникам, либо последователям, например, КПРФ.
Отстаивая подобную точку зрения, обычно
ссылаются на волю жены, сестер и брата Ульянова, которые были против создания
даже временного мавзолея. Однако документально эта воля никак не была зафиксирована.
Имеются только косвенные свидетельства, да и то относящиеся к периоду обсуждения
вариантов захоронения, после появления мавзолея вопрос был закрыт. Никаких
следов завещания, в котором будто бы сам В. И. Ульянов просил похоронить его
рядом с матерью на Волковом кладбище Петрограда, мной в открытом доступе так же
обнаружено не было. Но единственная ныне живущая близкая родственница «вождя
мирового пролетариата», его племянница Ольга Дмитриевна Ульянова, выступает
против перезахоронения. Налицо очень непростая ситуация, и ответ на вопрос,
можно ли квалифицировать торжественный перенос праха в другую могилу как
надругательство, совсем неочевиден. Поэтому как минимум одно юридическое
препятствие налицо: тревожить прах усопших против желания их родственников нельзя.
Хотя вся сложившиеся ситуация с самого начала выпала из правового поля, ведь согласия
покойного или его родственников на подобные сомнительные эксперименты не было.
Налицо правовая коллизия, однако.
Совершенно удивительно, но
впервые идея ликвидации некрополя на главной площади страны возникла еще при
советской власти, причем у руководителей партии и правительства. Постановление
ЦК КПСС и Совета Министров СССР, от 06.03.1953 года, буквально на следующий
день после смерти Сталина, предписывало: «В целях увековечивания памяти великих
вождей... соорудить в Москве монументальное здание, Пантеон - памятник вечной
славы великих людей Советской страны… перенести в него саркофаг с телом Ленина
и саркофаг с телом Сталина, а также останки прочих деятелей, захороненных у
Кремлевской стены». Но воз, как говориться, и ныне там.
Но выжигать историю из народной
памяти недопустимо. Если каждое поколение будет сводить счеты с предыдущим,
ничего хорошего ни для страны, ни для народов её населяющих, из всего этого не выйдет. Наиболее
компромиссный вариант был озвучен совсем недавно и заключается в следующем. Мавзолей
остаётся неизменен, тело Ульянова накрывают саркофагом и прекращают к нему экскурсии любознательных
туристов. Голосование, проходящее в интернете на сайте передачи «Человек и
закон»,
http://chelovekizakon.ru/, показывает
весьма одобрительный отклик респондентов подобному варианту.
Хотя есть и вовсе экзотический
вариант передачи тела Ленина ученым, поскольку этот вопрос имеет и немалую
научную составляющую. Бальзамирование на столь длительный срок - весьма занятный
эксперимент и огромное достижение. А неугомонным любителям мумий и поклонникам
мумифицирования, предлагаю рассмотреть вариант завещания своего бренного тела
широко известному в узких кругах немецкому художнику-анатому Гюнтеру Фон
Хагенсу. Можете быть уверенны, он способен в полном объёме утолить страсть к мумиям
и мумифицированию.