Николай Фешин (1881-1955 гг) - замечательный художник, которого в России называют русским, а в США американским. Так вышло, что в Америку он переехал в возрасте сорока двух лет, проведя там остаток жизни. Ему приходилось много путешествовать, но смену обстановки и переезды он не сильно жаловал. Фешин любил, ненавидел, был невероятно беден и богат, сталкивался с предательством, был зажат рамками и творил без ограничений. О самых удивительных особенностях жизни и творчества художника мы и поговорим.
Ненужный ребёнок
Рисовать Николай начал очень рано, его отец - резчик по дереву, занимался заготовкой и позолотой иконостасов, а Николай помогал ему в этом. Кисти Николая Фешина принадлежит и портрет его отца. Если внимательно вглядываться в его черты, можно заметить, что автор видел его человеком суровым, но трудолюбивым.
Первые лишения будущему художнику довелось познать, когда его отец разорился. Супруга не поддержала Ивана Фешина в сложное время, бросила сыновей и супруга, а сама уехала к родителям. Казань покинул и отец Николая, оставив подростка одного. Мальчик едва сводил концы с концами, лишь изредка ему помогали родственники. Глядя на портрет матери его кисти, заметить любовь и нежность к собственному ребёнку не удаётся, Фешин в этом отношении был достаточно честен и беспощаден.
Мать художника Прасковья Фешина. Николай Иванович Фешин, 1916
Пять лет Фешин учился в художественной школе Казани, после окончил художественное училище в Санкт-Петербурге. Вернувшись в родной город, он стал преподавателем в том же учебном заведении, которое окончил.
До эмиграции Фешин работал преподавателем в Казанском училище, которое теперь носит его имя.
Достаточно внимательно посмотреть на его картину «Беспризорник», чтобы оценить боль, переживания и сложные жизненные периоды, с которыми художнику пришлось столкнуться.
«Беспризорник» - ученическая работа Н. Фешина. 1890-е Казань
Любил вырезать эскизы
С резьбой по дереву Николай Иванович познакомился ещё ребёнком в мастерской отца. Временами он использовал нестандартную технику вырезая фигурки как макет будущих работ. Именно такой подход Фешин использовал, работая над картиной «Бойня».
Фешин был не только замечательным живописцем, но и талантливым скульптором. Помимо кистей, использовал пальцы рук, чтобы смешать, размять, разгладить краску. Для создания картин применял казеиновый грунт, пытаясь добиться матового эффекта и избежать бликов.
Если внимательно посмотреть на его работу «Бабье лето», можно заметить уникальную игру цветов, неповторимую фактуру.
Бабье лето. Николай Иванович Фешин, 1933
Фешин - это олицетворение русского импрессионизма, он творил на уровне ведущих художников, работающих в этом художественном направлении: Эдгара Дега, Мориса Утрилло, Поля Гогена и нашего
Константина Коровина.
Покорил мир, живя в Казани
Начиная с 1910 года, Фешин предпочёл не ограничиваться лишь работой преподавателя. Он начинает выставлять свои картины, участвовать в международных выставках. Достаточно быстро публика оценила его дарование как художника-портретиста. Жанровые картины, пейзажи, натюрморты художнику даются не хуже.
Обливание. Николай Иванович Фешин, 1914
Уже в этот период талантом автора заинтересовался американский коллекционер, и позвал Николая Ивановича за океан. Правда, незнание языка и недостаток финансов мешали совершить поездку на заре карьеры.
Неподражаемая натурщица
У Николая Ивановича училась дочь первого директора художественной школы в Казани Николая Белькевича. Постепенно Александра Белькевич стала помогать художнику с ведением деловой переписки на иностранных языках, стала его секретарём, а через некоторое время и супругой. У пары родилась дочь, которая получила редкое имя Ия.
Миссис Фешина с дочерью. Николай Иванович Фешин, 1922
На картинах Фешина дети всегда получались особенно трогательными, но любимой натурщицей была именно родная дочь. Достаточно посмотреть на его работу «Миссис Фешина с дочерью», чтобы заменить, насколько нежные и сильные чувства художник испытывал к собственной семье. В творческой коллекции автора можно найти портреты Ии в самом разном возрасте. Наверняка Фешин пытался дать своей дочери максимум родительской любви и заботы, поскольку слишком хорошо знал каково это - быть одному без родителей.
Три революции - это слишком много
В 1905 году художник ещё был учеником, и революционное движение воспринял с воодушевлением, даже посвятил ему несколько работ, однако позже его мнение резко поменялось.
1905 год на заводе. Николай Иванович Фешин, 1906
Совсем иное отношение у него было к февральской революции. Он считал, что разрушать старое, не зная, как строить новое, довольно глупо. После Октябрьской революции Фешин и вовсе принял решение об эмиграции. Впрочем, он был не единственным российским художником, который эмигрировал, помимо него за рубеж уехали художники Константин Коровин, Константин Горбатов,
Зинаида Серебрякова и многие другие. Прочитать о том, как сложилась судьба российских эмигрантов-художников, можно на нашем канале.
Написал Ленина одним из первых
Когда Октябрьская революция свершилась, политотдел Красной армии заказал художнику серию портретов, в первую очередь Владимира Ильича. Именно Фешин один из первых написал портрет вождя революции с его фото.
В. Л. Ленин. Портрет Н. Фешина.
Американская командировка
В Гражданскую войну семья Николая Ивановича столкнулась с огромным количеством ударов. Сначала эпидемию тифа не перенёс отец художника, позже семья узнала, что такое голод, живя в Поволжье. Несмотря на то что его карьера стремительно развивалась, и Фешина могли перевести в столицу, переносить бесконечные испытания он более не имел сил. Именно в этот период он создаёт автопортрет. По достаточно тёмным и мрачным тонам просто понять настроение автора в тот период.
Автопортрет. Николай Иванович Фешин, 1920
Художник возобновил переписку со своими американскими знакомыми, получил разрешение на командировку в США, и отправился покорять Нью-Йорк. Картины Фешина в Америке оказались очень востребованы, а потому на недостаток средств художник уже не жаловался. Вскоре он стал преподавать в Академии искусств Нью-Йорка.
Однако заниматься преподавательской деятельностью Николаю Ивановичу было непросто. Он стремился больше демонстрировать как нужно рисовать, чем говорить. А вот супруга художника английский освоила быстро и помогала ему работать.
Заокеанский русский дом
В 1925 году Николая Иванович заболел. Чтобы спасти его от туберкулёза, семья решила искать более подходящий по климату город. Таким оказался Нью-Мексико. Художник собственноручно строит дом и даже делает в нём мебель.
Таос, Нью-Мексико, США. Дом Николая Фешина
Увы, в семейное гнездо жилище не превратилось. Супруга попросила развод. Николай Иванович жаловался брату, что его жена встретила другого, но биографы склоняются к мнению, что Александре надоело быть тенью успешного мужа.
Дом, построенный художником, остался жене, а сама она написала достаточно успешную книгу. Сегодня в доме Фешина расположен музей искусств.
Николай Иванович вместе с дочерью приобрёл дом в Голливуде. Когда Ия вышла замуж, художник предпочёл поселиться в Санта-Монике, а позже путешествовать. Он посетил множество стран, но последние дни провёл на калифорнийском побережье.
Николай Фешин. Девочка с острова Бали. 1938
Достаточно взглянуть на картину «Девочка с острова Бали», чтобы заметить, что этот период оказался полным новых красок для автора.
Художник всего пару месяцев не дождался появление внучки, которая была названа в его честь Никаэлой. В середине семидесятых удалось выполнить последнюю волю Фешина и перезахоронить его в Казани.
Он подарил миру более двух тысяч произведений, которые находятся как в частных коллекциях, так и в музеях множества стран.
Приобщиться к миру прекрасного и инвестировать средства в вечные ценности можно на сайте галереи artalebrio.com Пообщаться с автором и купить картину без посредников можно на сайте галереи. Также посетители нашего портала имеют возможность ознакомиться с актуальными выставками и
арт ярмарками.
автор статьи для
artAlebrio.com Михаил Федорин