Японская художница Яёи Кусама (родилась в 1929 году) настоящая долгожительница, что, впрочем, не редкость для японцев. Даже наличие достаточно серьёзного психического заболевания не мешает ей
создавать совершенно удивительные картины зачастую напоминающие бесконечно повторяющиеся изображения разноцветного гороха. Для обычных людей - это просто забавные картинки, а вот для Яёи Кусаме вполне объективная реальность. О самой необычной японской художнице, и её авангардных работах в стиле арт-брюта, поп-арта, сюрреализма и экспрессионизма мы и поговорим в этой статье.
Яёи Кусама и её работы
Яёи Кусама с детства страдала галлюцинациями. Впервые они появились у неё в 10 лет, как говорила сама Кусама, тогда она смотрела на скатерть, на которой были изображены цветы и вдруг они стали распространяться во все стороны, занимать собой всю комнату, и при этом
бесконечно копировать друг друга. Первое детское впечатление от этой галлюцинации нашло отражение в её работах - они часто создают ощущение полного растворения зрителя в бесконечном изображении чего-либо, очень часто повторяющегося и яркого. Хотя наверняка страшно видеть вместо привычного мира нечто полностью заполняющего его, пусть даже это безобидные цветы. Так-то тут японской художнице можно только посочувствовать.
Цветы
А ещё Яёи Кусама искренне боялась чувственности и сексуальности. Потому и решила бороться с этими страхами
достаточно оригинально - некоторые искусствоведы считают, что в её скульптурах полно фаллической символики, о которой напоминают многочисленные выступы. Впрочем, при желании можно усмотреть неприличное и в обычном банане, да и в любом продолговатом предмете, так-то, возможно, некоторым критикам просто следует относиться ко всему со здоровой долей юмора и здравого смысла.
Кадр из фильма «Кусама. Бесконечные миры». Режиссер Хизер Ленц. США, 2018
Однако здравый смысл - это не всегда про Яёи Кусаму. Она всерьёз увлеклась рисованием, хотя её родным это и не нравилось, возможно боялись, что такое увлечение может спровоцировать болезнь. Её рисунки сначала были вполне традиционными и опирались на японскую живопись нихонг. Причём рисовала она усердно и с большим желанием, вскоре смогла выставить на свою персональную выставку около 250 рисунков. Однако галлюцинации продолжали мучить её, и врачи
посоветовали переехать на новое место жительства, желательно в другую страну с совсем другой культурой, чтобы радикально сменить обстановку. Кусама решила переехать в Америку, послала свои работы нескольким популярным американским художникам в надежде получить приглашение в эту страну и возможность творить там. На просьбу Кусамы откликнулась художница Джорджия О’Киф, которая пригласила её в 1957 году в Нью-Йорк.
Яёи Кусама в молодости
Яёи Кусама в молодости
И тут всё совпало - место и время. Творчество Кусамы стало востребованным, тогда в американском обществе вообще была модной психоделика, появились первые хиппи, которые иногда пытались достичь галлюцинаций посредством особых препаратов или грибов. Необычные
видения, возникающие в сознании человека, вызывали неподдельный интерес. А тут японская художница, которая галлюцинации видит без каких-либо препаратов, хотя наверняка она многое дала бы, чтобы они, наконец, прекратились. В любом случае личность Яёи Кусамы и её творчество вызвали нешуточный интерес. Кусама стала участвовать в боди-арте и модных показах, снималась в кино, протестовала против войны во Вьетнаме. Но вскоре выяснилось, что традиционные японские картины особого интереса в США не вызывают, другое дело - изображение галлюцинаций, которые видела Кусама - они были необычны и
интересны американской публике тех лет, а самой художнице помогали бороться с комплексами и страхами. Постепенно Кусама стала лепить скульптуры, была постоянной участницей различных художественных перформансов.
Мерцающие огни душ
Некоторые из них были достаточно провокационными - Кусама и другие молодые художники вышли голыми на Бруклинский мост, тела их были исписаны разноцветными горошинами - фирменными галлюцинациями, которые видела и которые писала на своих картинах Яёи Кусама. Горошины, по мнению участников перформанса, должны были обозначать пулевые ранения, которые получают американские солдаты во Вьетнаме. А Яёи Кусама обратилась к президенту Никсону, с готовностью
удовлетворить его мужские желания, лишь бы тот перестал быть таким воинственным. Интересно, а что было бы, если с подобной просьбой обратилась художница уже в наше время и в другой стране?
В любом случае о Яёи Кусаме заговорили, она стала настоящей знаменитостью и в своём творчестве пошла дальше - создала серию картин, получившую название «Сети бесконечности».
Белый № 28
Они выполнены в стиле абстрактного экспрессионизма, и представляют бесконечно повторяющиеся простые элементы. Картины той серии не имеют ни начала, ни конца, мы просто смотрим на небольшой фрагмент нечто бесконечного, которое запечатлено на них. Возможно, это то, что видит художница во время своих знаменитых галлюцинаций, когда мир превращается в совокупность простых рисунков и пятен. Действительно, наверняка очень
сложно тогда сохранить рассудок и хорошо, что Яёи Кусама до сих пор творит и вёдет относительно активную деятельность, насколько это вообще возможно в 93 года. Всё её творчество нужно больше самой художнице, но и наверняка интересно и зрителям.
А в 1965 году Яёи Кусама придумала оригинальную инсталляцию - зеркальная бесконечная комната.
Зеркальная комната Бесконечности.
Посредством зеркалов создаётся особое пространство, а сама комната усеяна продолговатыми предметами, разукрашенными яркими горошинами и пятнами - по мнению искусствоведов, теми
самыми фаллическими символами. В любом случае эффект зеркальные комнаты производят сильный, а художница и главное - врачи, настоятельно не рекомендуют посещать их людям с неустойчивой психикой.
Впрочем, некоторые инсталляции художницы действительно красивые - например, знаменитый сад Нарциссов.
Яёй Кусама и «Сад нарциссов» (1966) на Венецианской биеннале, Италия, 1966.
На газоне она разместила 1500 зеркальных шаров, сама надела золотое кимоно и продавала всем желающим шары, предназначенные для инсталляции по цене в 2 доллара - достаточно приличные деньги для 1966 года. Но организаторы вскоре
подобную деятельность прекратили, иначе от инсталляции бы ничего не осталось. Но сама идея участия зрителей в подобных акциях и возможность прикупить небольшой кусочек произведения искусства, которое меняется после каждой продажи, взяли на вооружение некоторые другие художники.
Последствия уничтожения вечности
Яёи Кусаме подобную идею использовала во множестве других своих инсталляций, обычно она никогда не ставит в них окончательную точку, и постоянно повторяет множество раз на протяжении всей жизни, что тоже вполне понятно, учитывая особенности её восприятия.
Так, благодаря искусству и творчеству художница
сумела реализовать себя, бороться с комплексами и страхами, а заодно и прославиться на весь мир. Наверное, для этого и нужно искусство, по крайней мере, для Яёи Кусаме.
Спасибо что дочитали до конца, лайк 👍 и комментарий отличный способ поддержать канал и автора ❤️.
Уникальные произведения современных художников и товары мастеров рукоделия - покупайте лучшее с нами
artAlebrio.com