Писали доносы или иронизировали над советской действительностью в своих картинах?

Aug 08, 2023 11:13


Революция 1917 года изменила жизнь многих людей до и после. Слишком глобальным было это событие, произошёл слишком коренной перелом в государственном устройстве и отношении общества и власти ко всем людям. Коснулось это и практически всех художников без исключения. Кто-то из них воспринял революция как благо и сумел добиться при большевиках успеха, кто-то уехал за границу, как Зинаида Серебрякова и Константин Коровин, кто-то, как Иван Мясоедов пошли по преступному пути, кто-то нищенствовал и голодал. О том, как революция изменила жизнь некоторых художников мы и поговорим в этой статье.

Илья Машков (1881-1944)

Илья Машков был ярым приверженцем здорового образа жизни, по его мнению, хилые и немощные люди художниками быть не могут, у них не хватит сил подолгу стоять перед холстом и писать картины. А ещё есть декоративные панно, мозаика и скульптура, так-то при приёме студентов в свои художественные мастерские первым условием было здоровье и физическая сила. Он даже заставлял их делать физические упражнения, и его ученики ежедневно поднимали тяжёлые гири.



Привет XVII съезду ВКП(б)



Творчество Машкова вполне напоминало его представления о здоровье и жизненной силе. Никаких туманных пейзажей и грусти, в стиле картин Левитана, только яркие краски, только здоровые и сильные люди, причём даже через край. Он ухитрялся писать цветы среди бюстов коммунистических вождей: Ленина, Карла Маркса и Сталина, колхозница с тыквами своей монументальной статью могла посоперничать с персонажами картин Александра Дейнеки, а в церквях вместо иконостасов писал портреты Сталина.



Колхозница с тыквами

На всех, кому подобная манера живописи казалась излишней, он сочинял доносы в соответствующие органы, тем самым добиваясь дополнительной лояльности и избавляясь от врагов.

Неизвестно, насколько он был искренен в своём творчестве, но талант невозможно загубить даже в таких условиях. Впоследствии его картины охотно раскупали на мировых аукционах, а полотно «Девушка с подсолнухами» даже приобрели боссы из корпорации IBM.



Девушка с подсолнухами

Пётр Кончаловский (1876-1956)

был дворянином, интеллектуалом и очень интеллигентным человеком. Бунтовать он не хотел и потому единственное, что он мог себе позволить, будучи ещё студентом - запустить калошу в окно кабинета ректора Академии художеств. Так он выражал недовольство старыми догматами, которые усердно преподавали в академии - академизм и навязывание писать картины на мифологические темы, словно не было импрессионизма и многочисленных новаторов в живописи, писавших в совершенно иной манере. Да и тогда случился досадный промах - галоша угодила в окно любимого учителя Чистякова, тот, по доброте душевной, скандал поднимать не стал, и Пётр отделался небольшим штрафом.



Портрет героя Советского Союза летчика А. Б. Юмашева

А в 1917 году многие его друзья были немало удивлены - почему интеллигент Кончаловский остался в России с большевиками и не эмигрировал как многие другие творческие люди. Однако он считал, что художник должен найти свой путь в живописи, а 1920 годы были благодатным временем для различных творческих экспериментов даже в Советском Союзе. Он прошёл через многие объединения художников, которые тогда возникали как грибы после дождя, но потом ему всё же пришлось остановиться на объявленном единственно правильном соцреализме. Но своим принципам Кончаловский не изменял и, в отличие от того же Машкова, был честен, не заискивал перед большевиками.



Мурманск. Туломстрой. Водосброс

Когда нужно было написать плотину, то она была такой, какой на самом деле, а не величественное, приукрашенное сооружение. Когда ему предложили поработать над портретом Сталина, то художник настоял на личном позировании. Сталин, разумеется, отказал - ему некогда было тратить время на каждого художника, пусть работают по фотографии или другим портретам. Не подписывал Кончаловский и доносы, даже если это могло повредить его карьере и он рисковал прослыть неблагонадёжным. Однако, художник был действительно талантливым, иначе не получил при всех этих условиях Сталинскую премию.



Жатва пшеницы

Кузьма Петров-Водкин (1878-1939)

революцию 1917 года воспринял в целом положительно, к тому времени он уже написал свою знаменитую картину «Купание красного коня» которая предвосхитила грядущие события.



Купание красного коня

Воистину, тут Петров-Водкин угадал на все 100, только красный цвет коня, как показали последующие события и Гражданская война, мог символизировать и пролитую кровь множества людей. Хотя по мнению Петрова-Водкина, красный конь - это стихийная и необузданная сила, которая изменит всё в России и мире.



Портрет В. И. Ленина

Однако отказываться от своей привычной манеры написания картин, сферической перспективы и схожести их с иконами Петров-Водкин после революции не собирался. До 1930 годов всё это сходило ему с рук, потом потребовалось писать в традициях соцреализма, без особых творческих экспериментов. Но и тут Петров-Водкин остался верен себе, он писал картины, в которых всё, на первый взгляд, было правильно, но одновременно и чувствовался, по мнению некоторых критиков тех лет и недоброжелателей художника, небольшой подвох. Почему на портрете Ленина взгляд у советского вождя такой лукавый, почему на картине «Первая демонстрация» рабочий вместе с семьёй, когда переехал из барака на новую квартиру, всё так же топит буржуйку, а внизу стены облупились - неужели нет времени их покрасить, или всё оно уходит на демонстрации?



Первая демонстрация

Почему на полотне «Новоселье» всё такая же буржуйка и забитое картонкой окно? Неужели нельзя было всё показать в более радужном свете, без этих неприглядных бытовых деталей?



Новоселье

Но Петров-Водкин был честен перед зрителями и перед самим собой, и ещё он был куда умнее обычных приспособленцев. Дух революции ему был куда ближе её результатов, он хотел изменить всё в лучшую сторону, а не просто победы большевиков. Хотя он в целом симпатизировал им, однако не мог видеть всё через «розовые очки» и не хотел писать в подобной манере.



Ленин в гробу

Впрочем, вряд ли Петров-Водкин на самом деле хотел видеть Ленина в гробу, как на знаменитой картине 1924 года, и скорбь изображённых там людей совершенно неподдельная, так-то даже самый строгий критик к этому полотну придраться не сможет. Кузьма-Водкин всегда писал в стиле модерна и в какой-то момент недоброжелатели и завистники - а их всегда хватает у любого крупного художника, просто стали глядеть косо на некоторые его работы, например, на картину «Фантазия» 1925 года.



Фантазия

«Что это за летающие красные кони, почему бы не писать в положительном ключе обычную советскую действительность?» - вопрошали они. Он и стал писать в подобном ключе, но уже под конец жизни - в 1930 годы. Жаль только, что умер Петров-Водкин рано - в 61 год от туберкулёза, да и его искусство будет вызывать всё больше вопросов у соответствующих органов, что никак не способствовало спокойной жизни для художника. Вдруг приедет чёрный воронок по очередному доносу, и его отвезут в тюрьму. Хорошо хоть ничего подобного не случилось, но вряд ли смертельно больному Петрову-Водкину было от этого намного легче.



От классики до модернизма картины современных художников на сайте галереи artAlebrio.com Собери свою коллекцию современной живописи

Previous post Next post
Up