Дмитрий Левицкий (1735-1822) - знаменитый российский портретист, писавший парадные портреты многих влиятельных вельмож и государственных деятелей, в том числе императрицы Екатерины II, и цесаревича Павла, получивший звание академика академии наук и преподававший там в портретном классе. Был масоном, одним из членов ложи «Умирающий сфинкс».
Дмитрий Левицкий. Автопортрет.
Левицкий расширил российскую живопись XVIII века, сумел принести в уже устаревающие традиции классицизма живую непосредственность и гармонично показать природное обаяние написанных им людей. Он умел великолепно писать парадные портреты, всегда находил выгодные ракурсы, позы и жесты, использовал насыщенные и яркие цвета, но при этом они были очень гармоничны по тонам, и создавали единый образ. Портреты Левицкого часто камерные, живые, в них нет холодной бездушности и отчуждённости, которой грешили картины некоторых других парадных живописцев, предпочитающих ни на шаг не отходить от традиций классицизма. Фон в них не глухой и однотонный, а полупрозрачный, дополняет изображение, делает его ещё выразительнее.
Портрет Марии Алексеевны Дьяковой
Он, как
Валентин Серов, не приукрашивал своих заказчиков, даже женские портреты у него естественные, всегда безупречно точно подчёркивают индивидуальные особенности лица, пусть даже в ущерб классическим канонам красоты. Для XVIII века это было нечто новаторское, не совсем привычное. Но Левицкому всё прощалось, заказчики понимали, что он выдающийся мастер портрета и не требовали писать в исключительно парадно-напыщенной манере, полностью игнорируя правду жизни. О жизни творчестве Дмитрия Левицкого мы и поговорим в этой статье.
В своё время Левицкого небезосновательно считали лучшим российским портретистом XVIII века, но уже в XIX веке забыли. Его творчество было вытеснено другим мастером кисти -
Орестом Кипренским. А когда набрали силу и известность русские передвижники
Крамской,
Репин и
Перов, то картины Левицкого стали казаться совершенно устаревшими, бессмысленно помпезными и неестественными. Вот только для своего времени его полотна были по-настоящему новаторскими и сравниться с Левицким мог только другой выдающийся портретист - Томас Гейнсборо.
Портрет Дени Дидро
Отец Левицкого был священником и сделал две вещи, чтобы его сын состоялся как художник - изменил свою фамилию Нос на более благозвучную Левицкий и давал молодому Дмитрию первые уроки живописи. В итоге, когда Дмитрий подрос, он пошёл в ученики к художнику Алексею Антропову. Тот придерживался достаточно оригинальных взглядов, например, всерьёз считал, что Академия художеств ничему хорошему научить не сможет, а способна лишь загубить любой талант бесконечными повторениями изображения уже устаревших античных образцов в стиле классицизма. Антропов взял одарённого юношу с собой в Москву и настоятельно рекомендовал не поступать учиться в какое-либо художественное заведение. Левицкий его послушал, стал брать частные уроки у художника Луи Жана-Франсуа Лангрене и итальянского декоратора Джузеппе Валериани.
Уже в 1770 году Левицкий написал шесть портретов, принёсших ему первую серьёзную известность. Жаль только, что сохранилось из них всего лишь 3, в том числе и портрет архитектора Александра Кокоринова, за написание которого Левицкого удостоили почётного звания академика живописи, пусть даже он и не заканчивал никакую академию.
Портрет архитектора Александра Филипповича Кокоринова
И пошли хорошо оплачиваемые заказы. Левицкий как-то сразу стал ведущим российским портретистом, возможно потому, что в отличие от Фёдора Рокотова писал искренне, не подобострастничал перед своими заказчиками, большинство из которых были вельможи, выпускницы Института благородных девиц и знатные дамы. В этом видели какую-то свежую струю в парадной портретной живописи, картины получались естественными, а не приторно-напыщенными. Техника Левицкого была изумительной, потому вскоре он достиг высшего признания портретиста - стал писать парадные портреты самой Екатерины II.
Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия
Последняя четверть XVIII века - возможно, самое благоприятное время в жизни Левицкого. Он перебирается в Петербург, удачно жениться, в его доме часто принимают гостей самого высокого ранга, а хозяева славятся гостеприимством.
Вскоре Левицкий вступил в масонскую ложу. За него выступил поручителем русский просветитель Николай Новиков - именно при его содействии были открыты типографии и в Москве, книжные магазины в крупных российских городах. Правда, Новиков ругал крепостное право, что вызвало гнев Екатерины II, в итоге она его заточила в тюрьму. Но Левицкий, несмотря на опалу, с Новиковым дружил и даже написал его портрет, на котором изображён больной, измученный, но всё ещё несломленный человек.
Портрет Николая Ивановича Новикова
Кстати, Левицкий не единственный русский художник, примкнувший к вольным каменщикам. Масонами были Боровиковский и Фёдор Рокотов, просто среди масонов было принято писать портреты членов ложи, а потому художников туда принимали с большим удовольствием. Правда, впоследствии Левицкий с масонством порвал и вообще чурался всякой мистики, которая была очень популярна в то время.
Ему удавалось писать портреты, избегая излишней сухости и строгости классицизма и пышности барокко. Левицкого в первую очередь интересовала личность портретируемого, а не внешние антуражи, он одним из первых стал обращать внимание на психологию, пытался показать индивидуальность, «лица необщее выражение».
Портрет воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц Екатерины Николаевны Хрущовой, и княжны Екатерины Николаевны Хованской.
Однако в XIX веке лучшее время Левицкого уже ушло. Про него стали забывать, выгодных заказов становилось всё меньше, но в 1807 году наконец-то вспомнили вновь и, упоминая его прежние заслуги и нищенскую пенсию, пригласили преподавать в Академии художеств.
Но старость Левицкого была невесёлой. Он почти ослеп, писать картины уже не смог, тихо доживал свой век в доме на Васильевском острове. Про него все забыли, никому не было дела до некогда известного художника. Прошла Екатерининская эпоха, прошла и слава Левицкого. Левицкий тихо умер на 87 году жизни, его похоронили на Смоленском кладбище, но сейчас уже никто и не помнит, где находится могила некогда лучшего российского портретиста XVIII века.
Портреты и фигуры на картинах современных авторов на сайте маркетплейса
artalebrio.com