Словно бы проклял кто-то. Несчастья в жизни Ивана Шишкина и его удивительные пейзажи.

May 08, 2023 12:00


Иван Шишкин (1832-1892) - русский художник-реалист, мастер пейзажа, мало кто вообще мог писать русский лес так реалистично, как он. Входил в общество передвижников, а его картины часто и постоянно выставлялись на передвижнических выставках, неизменно вызывая удивление и интерес всех их увидевших.



Корабельная роща



Шишкин писал растения с фотореалистической точностью, по его картинам можно даже изучать их строение, вырисовывал каждую хвоинку, каждый листочек, и подобная тщательность хоть и требовала немало времени, неизменно приводила в восторг простую публику, увидевшую его картину на передвижнических выставках. «Во весь как намалёвано, как в настоящем лесу» - говорили они. Некоторые интересовались ценами на картины: «А что так дорого? На привозном базаре можно за два рубля купить картинку». И как им объяснить, что картины бывают разные и цена вполне соответствовала затратам труда и немалому дарованию Ивана Шишкина. (Но даже спустя много лет, вопросы остались те же)

В отличие от Левитана и Саврасова он не восторгался природой, скорее просто фиксировал её на своих полотнах. Творчество Шишкина - это творчество увлечённого, но безучастного учёного, а не восторженного художника.



Иван Крамской. Портрет Ивана Шишкина.

Родился Иван Шишкин в Елабуге, в семье купца и городского главы Ивана Васильевича Шишкина. Кстати, род Шишкиных - очень древний, его история насчитывает свыше 300 лет, но именно художнику Ивану Ивановичу Шишкину суждено было прославить его по всей России. Поначалу его отец без особого восторга отнёсся к увлечению сына живописью - лучше бы продолжил надёжное купеческое дело, но сам Шишкин не хотел, да и, честно говоря, не способен был заниматься ничем, кроме живописи. Проучившись четыре года в Казанской гимназии, он твёрдо заявил родителям, что «не хочет сделаться чиновником и всю жизнь просиживать свой зад в канцелярии». Отец, а в особенности мать были очень недовольны, но порки, увещевания и даже слёзы матери никакого эффекта на взбунтовавшегося юношу не оказывали.

Пришлось его отвезти в Москву, учиться в московском Училище живописи и ваяния. Первым учителем талантливого юноши был художник Аполлон Мокрицкий и именно он научил Шишкина придавать особое значение всем формам, которые, в идеале, не должны быть отличимые от реальных. Ну а жанр - это пейзаж, истинный художник, по словам Шишкина, «исключительно пейзажист, он и чувствует глубже, чище, природа всегда разная, всегда готова одарить настроенного на неё живописца своими новыми потрясающими видами, и ничего нет лучше неё». Глядя на его пейзажи, можно сказать - если и есть что лучше, то очень немногое.



Рожь

С Мокрицким Шишкин дружил всю жизнь и когда стал учиться в более престижной и основательной Петербургской Академии художеств и когда стал знаменитым живописцем.

Однако сам Петербург Шишкину совершенно не понравился - «холодный чопорный город, как же я скучаю по своей родной Елабуге». Но живопись была важнее, и учился Шишкин со страстью и желанием - были и медали, и восторженные отзывы преподавателей. Ну а летом в поисках величественных видов Шишкин уехал на остров Валаам, нарисовал неброскую, но от этого не менее прекрасную северную природу. Именно там, на пленэре он пишет картину: «Вид на острове Валааме. Местность Кукко».



Вид на острове Валааме. Местность Кукко

За неё Шишкин получил большую золотую медаль и право поехать за границу на казённый счёт. Но отправился не в Италию, как, к примеру, Константин Горбатов, а в Германию, Бельгию, Францию и Голландию. Знакомился с полотнами старых мастеров и сам писал картины, такие как «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Именно после её написания Шишкин стал академиком живописи. Однако спустя три года затосковал по России и вернулся раньше, чем окончился срок пансионерской поездки.



Вид в окрестностях Дюссельдорфа

А когда Шишкин приехал в Петербург, то выяснилось, что художественная жизнь там бурлит не на шутку. Случился бунт четырнадцати, одним из главных идеологов и зачинщиков которого был Иван Крамской. Молодые художники были очень недовольны засильем закостеневшего академизма. Ну в самом деле, сколько можно писать античные виды и черпать вдохновение из древнегреческих мифов, если есть своя родная Россия, где что ни сцена из жизни - то уже готовая картина. Было организовано общество передвижников, и Шишкин с радостью вошёл в него и выставлял картины на передвижнических выставках всю свою жизнь.



На севере диком

Про Шишкина передвижники говорили: «он знает природу не хуже любого учёного». И воспроизводя природу с фотореалистической точностью, пейзажи Шишкина всё же были нечто большее, чем самая совершенная фотография, сделанная в нынешнее время. Хотя нужно справедливости ради сказать, что это касается лишь Шишкина и других наших выдающихся пейзажистов XIX века, но никак не некоторых современных художников, пишущих незамысловатые пейзажи, которые потом выставляют на развалах во всех крупных городах. Это скорее ремесло, а не искусство, хотя жить-то и таким художникам-ремесленникам на что-то нужно.

А в 1873 году Шишкин пишет картину «Лесная глушь» за которую получил звание профессора пейзажа - наивысшее из всех возможных.



Лесная глушь

Шишкина постоянно преследовали различные трагедии. Его женой стала сестра замечательного художника-пейзажиста Фёдора Васильева - Евгения Васильева, и с 1868 года они жили вполне счастливо - принимали гостей, поскольку были по-настоящему гостеприимными хозяевами, чем приводили даже в некоторое недоумение своих столичных знакомых. А Шишкин жил как привык у себя в родной Елабуге, как принято в русских провинциальных городках - хлебосольно, весело и без столичной отчуждённости, чёткого разделения людей на своих и совершенно неинтересных чужих.



Из леса с грибами

Но наступил 1872 год и в жизни Шишкина началась чёрная полоса, словно бы кто-то проклял великого пейзажиста. Вначале умер отец, с которым он очень дружил и которого по-настоящему уважал, потом маленький сынок Владик, Фёдор Васильев - с ним Шишкин всегда был на короткой ноге, жена Евгения, которую Шишкин всегда называл по-домашнему Женькой, и, наконец, сын Константин. Из близких у Ивана осталась в живых только дочка Лидия.

Художник затосковал по-чёрному, но, к счастью, не спился как Саврасов, не поддался душевной болезни как Павел Федотов. Спасла живопись. Шишкин уехал в свою родную Елабугу, и дни напролёт писал местные виды природы. А в 1880 году он вновь женился, на сей раз его женой стала бывшая ученица и одна из первых женщин-художниц в России Ольга Ладога. Но уже какое-то мистическое проклятие не ослабело - спустя два года молодая и крепкая женщина умерла от воспаления, оставив Ивану Шишкину маленькую дочку.



Рубка леса

Похоже, единственной радостью для Шишкина осталась живопись, ей он и посвятил всю свою оставшуюся жизнь. Ездил по России, выискивая наиболее живописные виды, писал их на своих грандиозных картинах, два года был главой пейзажной мастерской в Академии художеств, работал с гравюрами, создавал офорты с использованием «Царской водки».

Кстати, сам Шишкин не был закостенелым консерватором, заблудившимся в своих лесах, как академист Бугро. Его поздние работы содержат в себе некоторые элементы импрессионизма, великолепную реализацию световоздушной среды, как, например, картина «Дождь в дубовом лесу».



Дождь в дубовом лесу

Каким мастерством нужно обладать, чтобы так достоверно написать то восхитительное состояние природы после только что прошедшего ливня, когда в воздухе ощущается прозрачное марево, а в луже удивительно достоверно отражаются слабенькие блики уже начинающего проглядывать из-за туч солнца. Это реализм в высшем своём проявлении, как его могли писать лишь немногие художники, и один из них - Иван Шишкин.



Пейзаж в живопись и фотографии от современных художников можно купить на сайте галереи artalebrio.com .

Previous post Next post
Up