В течении 40 лет запрет на показ картины «Крёстный ход на Пасхе». Так ли всё было плохо?

Apr 08, 2023 17:20


Василий Перов - русский художник, мастер жанровых полотен, который поставил перед собой цель показать тяжёлую жизнь всех «униженных и оскорблённых». Но наряду с известными всем серьёзными полотнами, например, «Тройка» или «Проводы покойника», которые не вызывают никаких чувств, кроме сострадания изображённых на них людям и восхищения художественным мастерством Перова, умением в обыденных деталях показать самую суть отображаемых жизненных ситуаций, Перов писал и сатирические картины, такие как «Первый чин, сын дьячка», « Охотники на привале» и «Крестный ход на Пасхе».



Первый чин. Сын дьячка



Последнюю картину мы и разберём поподробнее, а также выясним, почему она доставила столько хлопот художнику, и что в ней было не так.



Крёстный ход на Пасхе

Крестный ход на Пасхе Василия Перова - картина, которая вызвала критические замечания со стороны многих консервативно настроенных любителей живописи. «Как бы вам батенька не угодить на Соловки, за такое насмешничество над священнослужителями и вообще русским народом» - писали они. Кстати, эту картину Перова цензоры запрещали выставлять в общественных местах в течение 40 лет, вплоть до 1905 года. Так-то картина существовала, но в реальности её мало кто видел в то время.

И действительно, на картине всё выглядит уж совсем удручающе - русская пьянка в самой её неприглядности, когда люди, в том числе дьячок и священнослужитель, пьют до одурения, валятся с ног, а потом мучаются от стыда, если сохранились остатки совести, и вспоминают происходящее как дурной сон. А наутро, едва придя в себя после жестокого похмелья, вновь принимаются за старое - это видно по откровенно испитому лицу попа с крестом, стоящего на крыльце.

Но неужели всё настолько запущено? Чтобы в самый светлый праздник все были в таком уж невменяемом состоянии? Неужели нет истинно верующих, для которых Пасха - не повод напиться до беспамятства, а самый светлый праздник в году, религиозное торжество?

Вся суть кроется в незначительных деталях, их мы и постараемся разобрать. Вообще, по всех религиозным обычаям на Пасху ближе полуночи прихожане выходят из церкви и делают круг вокруг неё, причём именно против часовой стрелки - так символически крёстный ход идёт навстречу Иисусу Христу.

А на картине Перова всё не так - люди идут по часовой стрелке, то есть как раз от Христа. Настолько пьяные, что уже не соображают куда идти? Как-то совсем всё выглядит неприглядно. Но если присмотреться, можно увидеть, что люди выходят не из церкви, а из трактира. Церковь виднеется на заднем плане слева, а деревушка судя по количеству людей, участвующих в крестном ходе, небольшая, так-то две церкви быть не должно.



Крёстный ход на Пасхе. фрагмент.

Ну и скворечник - как-то не принято к храму божьему прикреплять его, да и крыльцо уж совсем бедное, нецерковное, а главное - на нём и в дверном проёме стоят провожающие гостей женщины. Если бы был настоящий крёстный ход, они присоединились к нему.



Крёстный ход на Пасхе. Фрагмент.

И наконец, название картины - «Крёстный ход на ПасхЕ». Если дело происходило в саму пасхальную ночь, то картина должна называться «Крёстный ход на ПасхУ».

То есть на самом деле на полотне события происходят не в саму пасхальную ночь - самый светлый праздник в году, который подавляющее большинство русских людей в XIX веке встречали как полагается - с ощущением религиозного торжества и светлой радостью, а пасхальная неделя - дни, которые следуют после этого праздника.

В это время певчие, священнослужитель, дьячки ходили по домам простых граждан. Священник поздравлял, благословлял, а те ему подносили стопарики и всевозможное угощение, жертвовали деньги на благо церкви. То есть дело было вполне богоугодное, ну а то, что в конце дня он, мягко говоря, был навеселе - так праздник у мирян, а веселие на Руси есть питие. Перов на картине изобразил уже конец подобной весёлой и пьяной пасхальной недели, и не случайно лицо у батюшки столь помятое. Ну а певчие нужны были для большей торжественности, и они ходили по домам с большой охотой - угощение и подношения перепадали и им.



Василий Перов. Чаепитие в Мытищах

На улице уже вечер, дом наверняка не первый - ну и как батюшка себя будет чувствовать после 10 стакана, налитого щедрой рукой?

А ещё может быть это не совсем обычный дом, а подпольный шинок. И отдыхающий пьяный тут вполне уместен - он наверняка к «крёстному ходу» никакого отношения не имеет. Более того, женщина из чайника поливает другого пьяного, а чайник привязан за балку навеса. То есть Перов прямо указывает на шинок - в обычных домах подобное приспособление без надобности.



Монастырская трапеза

Кстати, не все пьяные - девушка поёт искренне и икону в отличие от дьячка держит правильно. Помести её в другое окружение - образ верующей и чистой душой певчей был бы законченным, но и здесь она кажется совершенно чужой, лишней, а старательность в исполнении церковных песен применительно к этой ситуации только усиливает комический эффект. И ещё один молодой человек углубился в книгу и не замечает ничего вокруг, и он явно вполне трезвый. Но как эти двое контрастируют со всеми остальными - и эффект это не случайный, Перов нарочно пытался показать, как нелепо и постыдно выглядит пьяный по сравнению с трезвыми и одухотворёнными людьми.



Василий Перов. Гитарист-бобыль.

Да и тот шинок наверняка был последним местом, куда зашли батюшка, дьячок и певчие - дальше осталось только положить иконы в церковь и разойтись по домам. И окончательно набрались они уже там. Так-то не всё так плохо на картине, Перов ничего не преувеличивал и не сгущал краски. Он писал честно, был одним из лучших представителей критического реализма, но насмешки и беспощадного клеймения пьяных там нет, картина очень далека от плаката: «Пьянству - бой».

Придёт утро, батюшка и дьячок протрезвеют, пойдут в церковь и покаются в своём поступке: «бес попутал». Миряне хоть и пошепчутся по углам: «а на пасхальной-то недели батюшка того с», но достаточно тому прочитать очередную проповедь - после покаяния она наверняка будет особенно искренней и вдохновляющей и они простят его, пошатнувшийся авторитет священника и дьячка вновь восстановиться. Все мы люди, все мы грешны, и лишь чистый голос певчих, которым нет никакого дела до водки, вновь будет раздаваться в церкви и во время следующего крёстного хода.



Купить картину для дома или в подарок и выбрать на свой бюджет на сайте онлайн галереи artalebrio.com

Previous post Next post
Up