Вы слыхали о том, что несколько дней назад из-за оползней был разрушен кусок дороги ведущей из Дилижана в Иджеван? Я вот узнал об этом совершенно случайно от знакомых. Ира Чибухчян, одна из основателей Клуба активного отдыха Апага-гомер недалеко от села Енокаван в Тавушском марзе, написала письмо с описанием этой идиотской ситуации, а так же прислала несколько фоток. Похоже, что никому кроме жителей Тавуша разрыв коммуникаций между целым пограничным регионом и Арменией не колышет. Выкладываю все письмо Иры.
Несколько дней назад обрушился участок дороги Дилижан-Иджеван. О том, что дорога обрушится было известно, как минимум, в декабре, когда появились трещины и явная деформация полотна/, заметная непрофессионалу. 3 недели назад трещины резко увеличились. В это время президент открывал объекты в Тавуше, а марзпет как минимум через день ездит по этой (единственной) дороге в Ереван. На момент обрушения нет ни планов восстановления/проведения дороги, ни решения МЧС по данной чрезвычайной ситуации. Представитель МЧС в телевыступлении (информация с чужих слов) сказал, что информация о том, что участок плывет была давно, какие-то японцы еще делали исследования. Что теперь надо дождаться окончания сильных дождей (которые прогнозируют) и потом начать разрабатывать план). А пока, так как участок опасен, запретить пеший переход из Иджевана в Дилижан. Не организовать временную дорогу. Не наладить переправу, а запретить. В прошлом году на ремонт обрушившегося участка дороги были потрачены деньги и этот участок ремонтировали.
Какое-то время назад властью было озвучено решение прокладывать автомобильную дорогу по существующему железнодорожному туннелю, может поэтому через 2 суток после обрушения никто не принимает никаких действий по прокладке хотя бы временной дороги.
Отрезанным от Еревана (читай Армении) оказался целый пограничный регион.
До сегодняшнего утра участок обрушения даже не был огорожен. Нет никаких предупредительных знаков ни в Дилижане (откуда надо сворачивать на
Алаверди, чтобы добраться до Иджевана со стороны границы с Грузией), ни у села Ховк, ни со стороны Иджевана.
Ситуация не расценена как чрезвычайная, нет информации ни в Интренете, ни по радио (телевизора у нас нет - не могу судить). На заседании правительства в среду тот вопрос не поднимался.
Вчера у жены нашего сотрудника был острый приступ холецистита - понадобилась срочная операция. Эндоскопические операции в Армении делают только в 4 центрах, ближайший на Севане. Женщину с приступом довезли до участка обрушения. На руках перенесли по оползню. И дальше поменяли машину чтобы добраться до Севана.
Местный корреспондент в частной беседе рассказала, что задала вопрос премьеру: “А если понадобиться скорая помощь?” В ответ прозвучал встречный вопрос: “Зачем на скорой возить людей в Ереван?” Похоже, не всем известно, что кардиологические бригады приезжают только из Еревана и их количество ограничено, что те же эндоскопические операции тоже не делают в Тавуше.
Наш приятель опоздал на самолет - это бытовые мелочи, от которых далеки жители Армении = Еревана.
Всю прошлую неделю в сторону границы перегоняли военную технику. Топливо находиться в Ереване. Знакомый паренек 20 лет от роду, когда узнал об обрушении сказал - теперь весь Тавуш можно захватить за час. Наверное, крупным стратегом это неочевидно.
Можно предположить с большой вероятностью, что без дороги (и даже при плохой дороге) начнется повышение цен на продукты питания - а так и до бунта недалеко.
Сейчас жители района объединились, чтобы проложить дорогу (временную, но надежную) восстановив старую дорогу, проложенную при установке высоковольтных линий электропередач (под ЛЭПами точно делалась геологоразведка в советское время). Но есть большие опасения, что представители власти могут запретить несанкционированные действия по прокладке дороги.
Хотелось бы довести до масс, что ситуация , когда обваливается дорога и отрезан оказывается район - чрезвычайная - нужны чрезвычайные меры. То есть планировщики должны делать свою работу на месте перед техникой.
И если никому нет до этого дела - хоты бы не мешали спасению утопающих самими утопающими.
Единственными, кто был это время на участке обвала - были военные, строительный генерал, который параллельно с Артаком исследовал возможности проведения дороги вроде был рад, что кроме него, появился еще кто-то (Артак). Надо сказать, что они независимо пришли к одному и тому же решению (кто именно - информация у Артака если понадобиться)
На настоящий момент жители Иджевана объединились (техникой, топливом, рабочей силой) и начали работы по восстановлению дороги под ЛЭПами. Общий участок, который надо сделать 5,8 км (всего). Какую-то временную дорогу жизни уже проложили.
А что будет дальше?