Посетитель рассматривает "Славянскую эпопею" Альфонса мухи, выставленную в Национальной галерее в Праге. Фото: AFP PHOTO / MICHAL CIZEK.
В "Славянской эпопее", цикле из двадцати монументальных полотен, Альфонс Муха излагает историю возникновения славянских народов. Чешский художник создавал цикл 18 лет с 1910 по 1928 год.
(
http://www.artdaily.org)
Альфонс Муха
Взятая целиком, Славянская эпопея Мухи является удивительным личным подвигом. Картины впечатляют необычными размерами и концептуальным решением. Муха внес огромный вклад в стилистику исторической живописи, объединив реальность и аллегорию, прошлое и его символическое значение. Он показал человека, живущего здесь и сейчас, с его предками, богами и верованиями. Сочетание исторической живописи и символизма - самая характерная черта Славянской эпопеи. Идея, благотворная сама по себе, иллюстрирует эволюцию творчества художника, который обратился к исторической живописи, уже обогащенный опытом работы в декоративном искусстве в 1890-е годы.
Славяне у себя дома. Между уральским кнутом и готским мечом. 1912. Яичная темпера, холст. 610 х 810
Между 3-м и 5-м веками славянские племена занимались земледелием; их земли постоянно подвергались набегам кочевников. Первое полотно Мухи изображает славянских Адама и Еву, укрывающихся от кочевников, которые сожгли их поселение. Три фигуры справа символизируют язычество. Юноша (олицетворение войны) и девушка (олицетворение мира) отправляют молитву.
Коронация сербского царя Стефана Душана в качестве римского императора на Востоке. «Славянский свод законов». 1926. Яичная темпера, холст. 405 х 480
Отмена крепостного права в России. Яичная темпера, холст. 1914. 610 х 810
Долгое время "Славянская эпопея" нигде не выставлялась. Или родственники не давали, или полотна требовали реконструкции - точно не знаю. К сожалению, в то время, когда я был в Праге, посмотреть на этот цикл было невозможно. Теперь появился повод съездить еще раз.