Заявление общественного движения «Архнадзор» отсюда
http://archnadzor.livejournal.com/101022.html В ночь с 18 на 19 июня в Москве снесены два исторических здания XIX века - флигель усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских (Большая Никитская улица, 19/16, стр. 2) и дом Феоктистова (Большая Ордынка, 42). Если последний снесен очередным частным застройщиком, то инициатором уничтожения усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских фактически оказалась городская администрация, являющаяся официальным заказчиком работ по «реставрации с приспособлением» усадьбы в интересах музыкального театра «Геликон-опера».
Поразительно, что снос замечательной постройки в «русском стиле» (как и снос в 2009 году флигеля-циркумференции рубежа XVIII-XIX вв. в той же усадьбе) осуществлен не только под предлогом развития культуры, но и на средства городского бюджета, то есть из кармана московских налогоплательщиков. Не менее поразительно, что бюджетные средства по-прежнему расходуются на осуществление проекта, признанного Прокуратурой города Москвы противоречащим закону.
Правительство Москвы как заказчик строительства не нашло в себе сил на собственном примере продемонстрировать приверженность тем принципам, которые оно само сформулировало. На Большой Никитской реализуется абсолютно вандальный проект, последовательно уничтожающий усадьбу Глебовых-Стрешневых-Шаховских.
Куратором дальнейшего строительства «Геликон-оперы» на территории объединенной охранной зоны памятников истории и культуры, на которой новое строительство запрещено законом, является заместитель мэра Марат Хуснуллин. Снова, как и двадцать лет назад, судьбами исторической Москвы распоряжается строительный комплекс, а не органы охраны наследия.
Осенью 2010 - весной 2011 года новая городская администрация сформулировала новые принципы градостроительной политики, главными из которых стали ограничение нового строительства в историческом центре Москвы, замораживание и отмена ранее выданных разрешений и согласований на сносы исторических зданий. «Архнадзор» поддерживал и поддерживает эти намерения.
Однако теперь совершенно очевидно, что реальной жизнью исторического города управляют совершенно иные намерения и законы. «Ночь длинных ковшей» с 18 на 19 июня 2011 года развязывает руки разрушителям исторической Москвы. Первые сносы при новой городской администрации - например, гибель здания Хлудовской трудовой артели (Кадашевская набережная, 10) в декабре 2010 года - можно было счесть рудиментами лужковского градостроительства. Снос дома Кольбе (Большая Якиманка, 15/20) в мае 2011 года трактовался как самоуправство девелоперской компании, тем более что за ним последовали грозные заявления городских властей и распоряжения о замораживании и пересмотре согласований на сносы старинных зданий. Однако никакой ответственности девелопер, уничтоживший исторический дом, не понес, он по-прежнему намерен реализовывать свой проект.
Это не могло не послужить ясным ориентиром для остальных разрушителей исторической Москвы. Как только истек срок месячного майского «моратория» на сносы, они возобновились в ускоренном темпе, как в «лучшие» лужковские времена. Очевидно, что и снос на Большой Ордынке, и «реставрация» экскаватором на Большой Никитской никоим образом не соответствуют принципам «новой градостроительной политики». Приходится констатировать, что городская администрация либо не в состоянии обеспечить воплощение этих принципов на практике, либо не собирается этого делать.
Стоит напомнить, что администрация Юрия Лужкова, в годы правления которого Москва потеряла более 1000 исторических зданий, также начинала в 1991-1992 гг. с похвальных намерений возрождения исторического облика Москвы. От этих обещаний первые сносы и уродования памятников при Лужкове отделило три года. Нынешние московские власти, похоже, проходят этот путь значительно быстрее.