«Не страшно потерять уменье удивлять,
страшнее - потерять уменье удивляться….»
А. Городницкий
Я озаглавила пост «Вышивка», потому что это слово является распространенным тэгом и хорошо вычленяется всеми поисковыми системами. Но по сути этот термин совершенно неприменим к вышитым композициям, которые делает нижегородская художница Наталия Опарина. Я не знаю, что это - графика, живопись или иллюстрация.
Работы Наталии Опариной, выполненные в хорошо продуманном наивном стиле, несут в себе высокую религиозную идею, духовность, доброту, органичное умение удивляться, а иногда и нежный, хотя и с оттенком пафоса, патриотизм.
Издалека композиции выглядят вполне монументально - в смысле их строгости, простоты и лаконичности, но когда приближаешься и начинаешь рассматривать подробности, то погружаешься в бездонный мир прекрасных образов и мыслей.
Потом вспоминаешь, что это вышивка, причем со всеми ее декоративными достоинствами - с миллионом стежков и бусинок, со сложной фактурностью и объемом.
Отрываешь взгляд от ниток и поверхностей - и опять оказываешься во власти сложной философской мысли художницы. Загадочная красота нашего мира, сложность и глубина христианской культуры, память, любовь - вот темы вышитых работ Наталии Опариной.
Наверное, кто-то скажет, что в композициях слишком много «литературы» - художники часто употребляют это слово в качестве мягкого ругательства. Да, здесь нельзя просто посмотреть, здесь еще и подумать и почитать придется.
Мне кажется, что это очень тепло и красиво.
Работы Наталии Опариной я впервые увидела в книге, которую случайно полистала в магазине. С тех пор
книжка стоит у меня в шкафу и сквозь стекло излучает тепло и свет.
Купив книжку, я тогда нисколько не сомневалась, что Наталия Опарина - широко известный и даже прославленный художник. Сама я к вышивке относилась довольно подозрительно, выделяя из нее только икону, лицевое шитье и народный орнамент. У меня уже была выполнена целая коллекция рушников, но я считала, что таким практическим образом «изучаю» красоту и язык славянского орнамента. Был и целый ряд икон, про которые я думала, что вот повышиваю-повышиваю, а потом буду иконы писать.
Совершенно точно одно: я намеревалась писать красками, а вышивать только иногда, в пути, в условиях, когда писать сложно. Вот не могу вспомнить, существовал ли уже мой «Ангел» - он, конечно, был следствием рушников, но когда он появился - после просмотра Наташиной книжки или все-таки до нее?
From
Вышивка. Ольга Носенко. Разное. 2005-2008Судя по колеру и композиции - после, а значит под влиянием, но, учитывая мой независимый характер - не знаю. Не помню. Помню только, что в 2007 году я впервые решила принять участие в большой выставке «светской» вышивки и принесла на «Вышитую картину» «Ангела» и «Рождественскую звезду». Выставком в лице Сергея Козлова и других неведомых мне тогда людей радостно схватили работы со словами: «Наконец что-то оригинальное, но неуловимо напоминает Опарину». Мне пришлось оправдываться, что книжку я видела, но от ее влияния наотрез отреклась и даже не стала делать еще одну похожую работу с холуйской Владимирской в цветочках по центру, эскиз которой уже был переведен на ткань (недавно нашла эти красные, желтые и синие лоскутки).
На протяжении нескольких последующих лет я участвовала в разных выставках вышивки, и нигде не встретила Наташу. Поэтому я утвердилась в мысли, что этот местечковый московско-тверской уровень она давно преодолела и выставляется в Парижах и Нью-Йорках.
Впервые я увидела ее работы несколько месяцев назад на
выставке "Мир дому твоему" в галерее Беляево.
Часто бывает так, что на фотографиях или в цифровом виде картинки производят более сильное впечатление, чем реальной жизни, однако новые вышивки Наталии Опариной показались мне более зрелыми, серьёзными и красивыми, чем те, что были опубликованы в книге. Но встретиться и познакомиться мне с ней опять не удалось.
И вот еще одна выставка
MAGIC STITCH На самом деле просто ярмарка, получившая хорошую рекламу и PR. Дом народного творчества представлял там «музейный» некоммерческий проект «Истоки». Мне предложили участвовать, я согласилась. Потом оказалось, что открытие выставки в Страстной четверг, а закрытие на Пасху. Я начала метаться и сомневаться. И вдруг Ю. Б. Иванова сообщила мне, что висеть мои работы будут в отдельной выгородке рядом с работами Опариной. С моей стороны начались новые опасения - чтобы моя «мебель» в тяжелых рамах не разрушила, не убила тонкие работы Опариной, чтобы получилась красивая и интересная экспозиция, чтобы...
Я зря волновалась - ее даже моими рамами нельзя убить! Я думаю, что работы Наталии Опариной - это самое лучшее, что было на выставке MAGIC STITCH . Спасибо Ю.Б. Ивановой, спасибо С. Козлову и Н. Рюмшиной, спасибо Господу Богу за эту встречу.
Здесь фотографии работ Наталии Опариной:
Вышивка. Наталия Опарина. Embroidery. Nataliya Oparina. Выствка MAGIC STITCH, 2011, Москва