Как и любое по-настоящему интересное, свежее и живое проявление свойственного человеку общего стремления к творческой игре, слэм многогранен. Подобно Протею - морскому богу древнегреческой мифологии, способному мгновенно принимать любой облик, - слэм ускользает от точного определения, прикидываясь то конкурсом-турниром, похожим на чемпионат по языковому рестлингу, то клубной реинкарнацией стадионной советской поп-поэзии 60-х в духе Евтушенко-Вознесенского, то неким парадоксальным рок-н-ролльным действом без барабанов и гитар. Но Протея сумел поймать Менелай, и в награду за это многоликий бог предсказал греческому царю-герою правильный путь на Родину. И мы сумеем дать точнейшее определение современному слэму, несмотря на все региональные и мультикультурные различия.
СЛЭМ - ЭТО ЛИТЕРАТУРОЦЕНТРИЧНАЯ ИГРА,
В ЕЁ ЦЕНТРЕ - ЖИВОЙ АВТОР, АРТИСТИЧНО ИСПОЛНЯЮЩИЙ СОБСТВЕННЫЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ.
Сама идея поэтических турниров (правила могут варьироваться от эпохи к эпохе, от страны к стране) не нова. Более того, она древняя, как мир. «Слагание стихов как публичная игра, преследующая цель, едва ли связанную с сознательным творчеством, встречается повсюду и в самых разнообразных формах. Редко отсутствует при этом и элемент состязания», - пишет Хейзинга в своем фундаментальном труде «Homo ludens. Человек играющий» (М., 2001). Древнегреческие лирики состязались на поэтических турнирах за сотни лет до наступления нашей эры. Мастера магической поэзии в средневековой Скандинавии - скальды - именно на турнирах определяли степень своего могущества. Первые упоминания о поэтический турнирах в древней Японии относятся к 9 веку нашей эры. И в наши дни культурная жизнь такой, к примеру, мощнейшей страны, как Индонезия, не обходится без поэтических конкурсов, причем это не какое-то псевдоевропейское нововведение, а самая что ни на есть традиционная форма, уходящая корнями вглубь веков. Таким образом, изобретенный вроде бы в США в 80-е годы ХХ века поэтический слэм - этого всего лишь новейший зеленый листок на могучем мировом дереве, имя которому - ποίησις, poiesis, «творчество», «сотворение» в переводе с греческого.
Да, слэм - это шоу, но это - не шутка!
Так приступим же к этому делу со всей достойной его серьезностью.
А то, что посмеяться придется наверняка, гарантирует вся многотысячелетняя традиция за нашими спинами.
10 СЛЭМ-ПРАВИЛ
1. Число участников не более 12 человек.
2. Время выступления - строго! - 4 минуты.
3. Разрешается исполнять только авторские (собственные) тексты: стихи любых форматов, короткую прозу, импровизацию, интерактивный текст-перформанс и т.п..
4. Запрещается использовать музыкальные инструменты и театральный реквизит.
5. Можно выступать командой, группой.
6. За регламентом следит модератор.
7. Победители в каждом раунде и в финале определяются добровольческим жюри из пяти человек, которое будет выбрано перед началом слэма.
8. Модератор имеет право вносить изменения в регламент по ходу слэма, но лишь в том случае, если они не предоставляют преимущества кому-либо из участников.
9. Победителю вручается приз. Кроме того, могут быть вручены дополнительные призы финалистам или кому-то из участников.
10. Конкурс и победа - это условность, поэтри-слэм - не спорт, здесь оценивается и содержание, и артистизм подачи, но побеждают, в результате, все участники.
Поэтри-слэм - шоу для бесстрашных поэтов
Участнику поэтри-слэма мало быть талантливым автором. Ему нужны артистизм и мужество - ведь судить его будет публика. В Германии поэтри-слэмы стали неотъемлемой частью литературной сцены. Публика слэм-шоу множится.
Поэтри-слэм (от английского poetry slam - "поэтическое сражение") появился в США. В 1986 году Марк Келли Смит, чикагский поэт из рабочей среды, организовал в клубе Green Mill шоу под названием "Оригинальный поэтри-слэм чикагских окраин" (Original Chicago Uptown Poetry Slam). Смит решил положить конец скучным литературным чтениям, на которых поэт монотонно бурчал что-то себе под нос, полностью игнорируя публику.
Литература на показ
Однозначное определение поэтри-слэму дать сложно. Одни называют этот формат поэтическим конкурсом на артистизм, другие - интерактивным литературным шоу, третьи - просто перформансом. Каждое из этих определений содержит ключевые слова: "литература", "конкурс" и "интерактивный".
Участники слэма - как минимум, пять человек - поочередно выходят на сцену и зачитывают свои произведения. Несмотря на приставку poetry, произведения не обязательно должны быть стихотворными. Допускается все: проза, речь, миниатюра, хип-хоп. Главное - чтобы авторство принадлежало самому участнику конкурса. Кроме того, произведение должно исполняться без музыкального сопровождения и каких-либо реквизитов и укладываться в заранее заданные временные рамки.
На суд публики
Существует также ряд неписанных правил. К примеру, плохим тоном считается выступление на разных этапах конкурса с одним и тем же произведением. Не приветствуется также чтение по бумаге: поэт должен общаться с публикой, а значит, его глаза должны быть направлены в зал, а не в манускрипт.
Именно публика является на поэтри-слэмах единственным судьей. После каждого выступления присутствующие демонстрируют свое признание - или отсутствие такового - аплодисментами. Победитель определяется либо ведущим - по громкости и продолжительности аплодисментов, - либо жюри из состава зрителей. Ведущий и жюри имеют право лишать участников набранных баллов - например, за превышение регламента.
Слэм идет по Европе
В Европу поэтри-слэм пришел в середине 1990-х годов. Наряду с Великобританией и скандинавскими странами одним из пионеров слэм-движения была Германия. В 1994 году в берлинском клубе "Ex'n Pop" прошло первое шоу. Организаторами выступили проживающие в Берлине американские поэты Присцилла Бе и Рик Маверик.
Однако датой рождения немецкого поэтри-слэма считается апрель 1997 года, когда в одном из столичных клубов встретились представители слэм-сцены из Берлина, Гамбурга и Мюнхена. Участники встречи решили объединить усилия для популяризации этого явления не только в Германии, но и во всем немецкоязычном пространстве.
Полгода спустя все в том же клубе "Ex'n Pop" состоялся первый национальный поэтри-слэм с участием поэтов из Дюссельдорфа, Мюнхена, Гамбурга и Берлина. Эти города и по сей день считаются центрами движения.
Вознаграждение - только моральное
В 1997 году случилось другое знаменательное событие - основание организации Poetry Slam Incooperated (IPS). Задача IPS - не допустить коммерциализации слэма. Зарабатывать деньги на таких выступлениях - значит наносить удар демократическим основам этого феномена. Участником конкурса - а значит, поэтом - может стать любой: как признанный автор, так и человек с улицы. Самая бесценная награда для победителя слэма - признание публики.
В Берлине "слэмят" даже по-русски
Сегодня, 10 лет спустя, Германия превратилась в центр немецоязычного поэтри-слэма. В ежегодных чемпионатах принимают участие литераторы из Германии, Австрии и Швейцарии. Регулярные поэтри-слэмы проходят более чем в 30 городах страны. Слэм-шоу стали неотъемлемой частью литературных фестивалей. С февраля 2007 года на одном из немецких каналов - WDR - еженедельно транслируется поэтри-слэм.
Однако энтузиасты местной слэм-сцены не стали ограничиваться немецкоязычным пространством. С 2001 года легенда немецкого поэтри-слэма Вевальт Козловский (Wehwalt Kozlovsky) гастролирует в сопровождении "коллег по мастерской" в странах Восточной Европы. А три года назад в Берлине прошел первый русскоязычный поэтри-слэм. С тех пор шоу с участием местных и приглашенных русскоязычных авторов стало традицией.
Поэзию - в массы?
Сможет ли поэтри-слэм вернуть в массы поэзию? По мнению поэта Александра Дельфинова, организатора и модератора русскоязычного конкурса в Берлине, окончательный ответ на этот вопрос даст время, однако ряд положительных признаков уже на лицо.
"Несколько лет назад поэтри-слэм был перформансом для маргиналов, - сказал Дельфинов в беседе с DW-WORLD.DE. - Сегодня в дни проведения шоу клубы забиты до отказа. Люди стоят в очереди, чтобы попасть на поэтический вечер.
Это - хороший знак".
Татьяна Петренко
DW-WORLD.DE