Оригинал взят у
analizator_sam в
КРАСНЫЙ ДИРЕКТОР - КЛАССНЫЙ ПРОФЕССОР
15 ноября 2011 года исполнилось 72 года бывшему генеральному директору ОАО «Моторостроитель» Игорю Леонидовичу ШИТАРЕВУ, ныне доктору технических наук, заведующему кафедрой «Производство двигателей летательных аппаратов».
Нынешнее ОАО «Кузнецов» стоял у истоков развития авиадвигателестроения, и до сих пор выпускаемые предприятием изделия достойно представляют российскую авиационно-космическую науку и технику. Трижды орденоносный завод удостоен многочисленных правительственных наград, которые служат признанием самоотверженной преданности принципам обеспечения безопасности и качества, ставшей основой успешного запуска летательных аппаратов.
Для генерального директора Игоря Леонидовича ШИТАРЕВА история завода - это история его судьбы. 45 лет отдано производству, из них 20 в должности первого руководителя. Удивительно, но суровые производственные будни формируют людей особенных: с одной стороны, прочных и жизнестойких, а с другой - в высшей степени интеллигентных. Это качество узнается и в следовании принципам, и в достоинстве, и в человечности. И, наверное, дело не только в научной составляющей отрасли, а в призвании - человек на своем месте, он ни себе не изменил, ни своему предприятию. Шитарев каждую клеточку этого организма знает, его детище - живое, настоящее, за фактами которого - вся Россия.
Первые двигатели в 30-х годах устанавливались на известные самолеты Ан-25, вошедшие в историю в связи со знаменательными полетами через Северный полюс, на Дальний Восток. В 41-м начато производство двигателя АМ-38 для бомбардировщиков, которые немцы называли «черная смерть». В годы войны было изготовлено более 20 тысяч изделий, на производстве работало 50 тысяч человек, завод внес достойную лепту в победу над фашизмом. В послевоенное время мы стали первыми по выпуску турбореактивных двигателей, а с 50-х годов судьба предприятия непосредственно связана с КБ Николая Дмитриевича Кузнецова. Тогда началось производство двигателей НК-12 на бомбардировщик, который до сих пор является одним из стратегически важных в России. Мы выпускали изделия НК самых разных модификаций, в том числе для сверхзвуковых лайнеров.
Интересно, что двигатели создавались на базе новейших технологий, которые ранее нигде не применялись, и в этом смысле мы тоже были первопроходцами.Значительная веха в истории - освоение производства ракетных двигателей для известной ракеты «Союз». С 1959 года было выпущено порядка 1700 таких комплектов, все космонавты побывали на орбите благодаря нашим двигателям. И сейчас полеты продолжаются, очень много космических объектов запущено на Луну, на Марс - во всем принимал участие наш завод. Двигатель живет, он модернизирован, получил новое качество и еще долго будет жить. Хотя мы предлагаем свое участие в создании новых ракет типа «Союз 2-3» с двигателем НК-33, который создан еще в конце 70-х для запуска советских космонавтов на Луну и до сих пор не потерял актуальности. И сегодня, когда мы говорим «ракета «Союз 2-3» ЦСКБ «Прогресс», подразумеваем установку на ней НК-33.
И, конечно, небезынтересно, что авиационные изделия были конверсированы в двигатели для газоперекачивающих агрегатов и генераторов электростанций. В середине 70-х американцы наложили эмбарго на поставку оборудования для газоперекачки, и мы своими силами сумели решить эту проблему на базе двигателя НК-12 СТ, со свободной турбиной, мощностью 6300 квт.
Перестроечный период для нас был болезненным, мы попали в полосу конверсии, резко упали объемы производства двигателей стратегической авиации. Спасло то, что мы заключили договор с ОАО «Газпром» о совместной деятельности и начали выпуск новых приводов мощностью 8 мегаватт, 10 мегаватт, 25 мегаватт. Сейчас за счет наших разработок совместно с СНТК Кузнецова запущены электростанции мощностью 10 и 25 мегаватт в Казани и Оренбурге. Надеемся, эта ниша даст возможность получать заказы и прибыль для развития предприятия.