Оригинал взят у
gleb_tyurin в
Петр Кропоткин, Взаимопомощь и современные общиныПродолжение.
Итак, Петр Алексеевич Кропоткин и современные общины.
Почему в англоязычной традиции князь Кропоткин - это гуру (почти такого же значения как Ганди, или Лютер), в России - лишь забавный милый старик?
Почему там его книги на разных языках переиздаются и переиздаются, а на русском книги Кропоткина почти не встретишь в книжных магазинах?
Почему самой фигуре Кропоткина, его жизни и воззрениям на разных языках посвящено множество работ, а на русском - кот наплакал?
Потому что
на Западе (а потом и на Востоке) идеи Кропоткина стали основанием для мощного и широкого движения, называемое МЕСТНОЕ РАЗВИТИЕ, КОМЬЮНИТИ ДЕВЕЛОПМЕНТ, под которым понимается развитие территорий силами проживающей на ней людей, объединенных в общину. А в России мы об этом забыли. Напрочь.
Петр Алексеевич Кропоткин был одним из мировых лидеров и пионеров в формировании концепции МЕСТНОГО РАЗВИТИЯ. Он один из основоположников идей МЕСТНОГО РЫНКА И МЕСТНОГО ПРОИЗВОДСТВА.
Кропоткин вошел в мировую интеллектуальную элиту в том числе потому, что сформулировал следующее: основой эволюции, развития и успеха является ВЗАИМОПОМОЩЬ, то, что позднее будет называться кооперативным поведением.
Он доказывал и следующее: взаимопомощь является основой экономического развития .
Вся экономическая мысль 20 века будет затем биться на этом поле, ломать копья. К концу 20 века созреет. И будет давать за исследование идей кооперативного поведения Нобелевские премии .
Кропоткин написал свою классическую работу, «Взаимопомощь как фактор эволюции»в 80годы 19 века.
Он создал новый императив, показав, что взаимная помощь, солидарность, сотрудничество являются одним из ключевых свойств человека (да и живой природы в целом), и это эффективный способ поведения. Он стоял где-то рядышком с Толстым. Две великие фигуры.
Далее, Кропоткин сделал целый ряд выводов, которые лягут в основу современных способов развития территорий.
История создания книги "Взаимопомощь" такова.
В 1886 году Петр Кропоткин перебирается жить в Англию, он входит в научную среду Великобритании и он зарабатывает на жизнь публикациями в научных журналах (в том числе - ведущих). В журнале «Девятнадцатый век» он публикует серию статей о взаимной помощи, которые стали ответом на эссе «Борьба за существование: программа» известного физиолога и дарвиниста Генри Хаксли, одного из самых именитых ученых тогдашней Англии.
Хаксли изображал эволюцию и жизнь в живой природе как борьбу всех против всех. Также он понимал и жизнь человеческого общества, говоря о том, что прогресс - это следствие конкуренции, войны, в которой побеждает сильнейший. Человек человеку волк.
Кропоткин выступил с критикой этих воззрений и создал труд, в котором описал бесконечные формы сотрудничества живых существ, имеющие место в природе (пчелы, муравьи, птицы, рыбы.. кони и олени, которые вместе спасаются от хищников, волки и львы, которые совместно охотятся и т.п.)
Далее Кропоткин показывает роль кооперативного поведения, сотрудничества, взаимной помощи в жизни человечества на всем ее протяжении.
Петр Алексеевич показывает, что древние люди смогли выжить благодаря своему умению создавать общие действия и необходимую для этого общинную социальную систему, общинную самоорганизацию.
Петр Алексеевич подробно описывает общинные порядки у разных народов разных времен, основываясь как антропологическом материале, так и на исторических источниках. И он дает широкую панорамную картину.
Деревенская община представляла собою естественно выросшее учреждение, а потому полного однообразия в её построении не могло быть. Вообще говоря, она являлась союзом семей, считавших себя происходящими от одного общего корня и владевших сообща известной землёй.
В его книге мы можем увидеть традиции славян, германцев, и многих-многих других разных прочих народов Европы, Азии, Америки. Повсюду община выступала в качестве механизма развития, аккумулирования и сохранения навыков и знаний, которые позволяли выживать.
Кропоткин показывает, что все народы на определенном этапе создают общинную систему. А те, у которых общины не возникли, перестали существовать.
Именно коллективное общинное взаимодействие и взаимопомощь позволили народам существовать на протяжении столетий.
Далее Кропоткин показывает механизмы взаимопомощи людей в более поздние периоды, в частности в средневековых городах, которые с момента своего зарождения представляли из себя коммуны , не просто союзы совместно проживающих людей, которые за стенами города добивались свободы от феодала. Это был тесный союз для организации (самоорганизации) общего потребления и производства, для организации всех стороны жизни человека.
Но его работа осталась бы лишь одним из исторических очерков, если бы Кропоткин не показал значимость общины в современном индустриальном обществе. И не предложил внятного понимания, что и как делать с общинами в современном обществе.
Его подход широк, касается большого круга вопросов.
Выделим то, принципиально важно для малых территорий. Кропоткин говорит: все те территории, которые являются бедными и испытывают сложности, не смогут выжить и развиваться, если они не создадут современной версии общинного устройства, новой формы коммун, - комьюнити.
А что она может, это современная община?
Среди экономических задач, скажем, может следующее:
- способствовать местному производству (местные фирмы, кооперативы, артели и пр.)
- организация коллективного потребления (которое по сути один из главных способов способствования местному производству).
Это предопределит мировой подход к развитию локальных территорий в последующие десятилетия.
"Покупай местное" - вот экономическая основа, которая позволит территории быть сильной экономически и и не зависеть от завозимых товаров (промышленных и продовольственных).
Представляете, когда об этом Кропоткин пишет? На заре крупного промышленного производства, в момент, когда большинство мечтало о крупном производстве, как о главной надежде своей страны.
Могли ли идеи Кропоткина быть восприняты в то время и приняты как руководство к действию?
В России его не услышали. Точнее, его голос звучал в России до революции, его читали, им зачитывались. После революции 17го года его выставили чудаковатым мечтателем, который безвозвратно устарел с появлением «единственно верного» ленинского учения, но которого можно помнить за его самоотверженную (и неправильную) борьбу с царским режимом. Его работы хотя и издавались, но по существу стали недоступны. А зачем было издавать? Последователи и сторонники этих идей были физически уничтожены.
Но Кропоткина мир услышал. Не сразу, но услышал.
Точнее, на большинство европейских языков ее перевели очень быстро (и на русский, кстати, она была тоже переведена, потому как написана изначально на английском), уже к началу 20 века.
Чтобы понять и применить, потребовалось еще десятилетие.
И уже в начале 20 века идеи Кропоткина начали внедрять.
А с середины 20 века современные формы общин, комьюнити начали победное шествие по миру.
Продолжим