Интерпретация рисунков - полезное умение для родителей. Ведь можно отслеживать не только развитие художественных навыков, но и изменение душевного состояния ребенка, его интересов и представлений.
Один и тот же сюжет или пейзаж каждый нарисует по-своему. Любой автор выберет краски, формы и линии, созвучные его представлению, ощущению, настроению. Любое изображение сначала возникает в голове в виде образа, а затем отражает на бумаге мысли и чувства автора. Так действует психический механизм
сублимации в арт-терапии.
Особенно ярко это видно в детских рисунках. Конечно, нельзя делать вывод на основании одного рисунка: «Раз нарисовал всё черным фломастером, значит, у него депрессия». Для того, чтобы получить объективную картину состояния юного художника, нужно сравнить несколько рисунков, сделанных в течение месяца или двух.
Интерпретация рисунков: сюжет.
Родители часто
спрашивают психолога, что значит тот или иной рисунок или какая-то деталь в нём. Если Вы хотите разобраться в этом сами, начните с главного - общего впечатления от рисунка (грустный, веселый, спокойный, тревожный, нежный, агрессивный и т.д.) - чувства Вас не обманут.
Затем обратите внимание сюжет. Проще всего спросить ребёнка: "Расскажи, что ты нарисовал?" Вопрос "А что это такое?" может показаться обидным для малыша, так как такая формулировка означает, что он нарисовал плохо, непонятно, непохоже. В то время как вопрос, начинающийся со слова "расскажи" - это приглашение к беседе, показывающее заинтересованность взрослого, его одобрение.
Наиболее частые сюжеты детских рисунков - животные и люди, солнце и небо, дома и деревья, трава и цветы, города и машины. Постоянное отсутствие людей на рисунках указывает на
трудности в общении.
Большое количество зубастых, рогатых, злых и опасных животных указывает на напряженное состояние ребенка, он как будто находится в опасности и ожидает нападения.
Если мальчик в возрасте 6-7 лет рисует войну, оружие, динозавров, скорпионов - не волнуйтесь, это нормально. Таким образом он готовит себя к роли мужчины, защитника, воина, чтобы в реальной ситуации не растеряться от неожиданности и правильно среагировать в случае опасности.
Если девочка 6-8 лет часто рисует принцесс, невест, бантики и розочки - это также нормально и говорит о том, что она готовится к роли девушки, женщины, самой обаятельной и привлекательной.
Интерпретация цвета в рисунке.
Цвет в рисунке передает эмоции и чувства. При интерпретации цвета в рисунке нужно обращать внимание прежде всего на те цвета, присутствие которых преувеличенно или неоправданно. Например, когда весь рисунок выполнен черными контурами, и малыш отказывается его раскрашивать. Или красным нарисованы предметы, которые на самом деле «уж точно не красные». Важное значение играет цвет фона, которым закрашено всё свободное пространство рисунка. Например, в
рисунке семьи он может обозначать общую психологическую атмосферу дома.
Синий - цвет уверенности и спокойствия. Например, школа синего цвета - признак хорошей адаптации к учебному процессу.
Зеленый - передает ощущение надежности, принятия. Но если его слишком много, то это уже тоска.
Рисунок молодой мамы на тему "Бессилие" практически состоит из зеленого цвета:
Красный - эмоциональное напряжение, раздраженность, конфликт. К примеру, красным может быть нарисован кто-то из членов семьи.
Желтый - активность, хорошее настроение, позитивный настрой.
Розовый - ощущение нежности, чувствительность.
Рисунок семьи девочки 8 лет: фон розового цвета указывает на ее нежное отношение к членам своей семьи:
Серый - состояние смутной тревоги.
Черный - указывает на подавленность и тяжелые переживания, если его слишком много в рисунках.
Рисунок мальчика 5 лет: красный и черный цвет выражают злость и обиду на человека, над которым нарисован знак минус:
Всегда можно уточнить субъективное значение того или иного цвета для рисующего: "А фиолетовый цвет - он какой? Добрый или злой? Грустный или веселый?" К примеру, значение красного цвета сильно отличается для разных людей. Красный - яркий и эмоциональный, но может быть как радостным, так и злобным.
Независимо от цвета, полное заштриховывание, закрашивание, замазывание фигуры сигнализирует о сильных негативных переживаниях. То, что закрашено, вызывает у вашего малыша большую тревогу или страх. Это может быть как фигура тяжело заболевшей бабушки, так и
врач с уколом или
злая собака.
Значение размера рисунка.
Важен как размер самого рисунка относительно листа бумаги, так и размер отдельных деталей. Маленький рисунок и мелкие фигуры указывают на неуверенность, робость, тревогу юного художника. Расположение рисунка выше средней линии листа говорит о завышенной самооценке и недовольстве своей ролью в коллективе, группе. Преувеличенный размер рисунка, который пытается выйти за границы листа, говорит о низком самоконтроле, склонности к необдуманным поступкам.
То, что для ребенка важно, он рисует большим. А то, что не очень значимо ‐ маленьким. Рисуя своих друзей, он нарисует самым большим не самого высокого, а того, кто оказывает на него наибольшее влияние. А незначимые детали может вообще опустить. Обратите внимание, если пропущены или недорисованы руки - это указывает на трудности во взаимодействии с окружающим миром, в частности, в общении. Сильно увеличенный размер головы на рисунке говорит о том, что у автора разум превалирует над чувствами, и он ценит в других людях ум и эрудицию. Увеличенный размер ушей указывает на значимость мнения окружающих - он как бы «прислушивается» к их словам. Плотные, устойчивые, хорошо прорисованные ноги и ступни (обувь) говорят о твёрдой жизненной позиции ("твёрдо стоит на ногах").
Нажим и расположение элементов рисунка.
Чтобы оценить уровень нажима, нужно перевернуть рисунок и посмотреть на продавленные линии с другой стороны. Сильный нажим - это высокое напряжение. Напряжение может быть высоким вообще (постоянно, на протяжении всего рисования) или только в отдельных участках рисунка. Например, всех членов семьи ребенок нарисовал со средним нажимом, а папу - с сильным. Это значит, что отношения с папой очень напряженные. Слабый нажим, когда линии едва заметные и прерывистые, указывает на астению, сниженное настроение, апатию ("всё валится из рук").
Верх рисунка имеет несколько толкований. С одной стороны, это сфера духовного: мыслей, чувств, фантазий, - как в интерпретации теста "Звезды и волны". С другой - сверху изображаются все те, кого рисующий считает сильнее, главнее себя, как в тесте "Рисунок несуществующего животного". Есть версия, что верхняя часть рисунка означает рациональное начало, осмысленные идеи, цели и ценности.
Низ рисунка также имеет несколько значений. Земля - это реальность, повседневная жизнь, заботы, деятельность - среда, в которой мы живем. В то же время внизу изображается всё малозначимое и отвергаемое, как в тестах "Рисунок семьи" и "Несуществующее животное". В противоопложность рациональному верху, низ иногда рассматривается как иррациональная сторона, т.е. неосознаваемые желания, влечения и поступки.
Правая часть рисунка символизирует будущее. Не зря в рекламе стирального порошка чистую вещь (результат стирки) располагают справа, а грязную - слева.
Левая часть рисунка обозхначает прошлое. Голова, повернутая налево, или машина, едущая налево, указывают на ориентацию на прошлое: сожаления, желание вернуть его, что-то изменить, жизнь в воспоминаниях.
Рисунок мальчика 9 лет очень символичен: он изображает выдуманное событие в пошлом - пожар в квартире, где он жил с родителями, после чего им стало негде жить и его отправили жить к бабушке. На самом деле мальчик переехал жить к бабушке после того, как его родители развелись. Пожар сиволизирует развод. Его бывший дом изображен на рисунке слева, и пожарная машина также движется в левую сторону, так как мальчик до сих пор не понимает, почему так произошло, и часто оглядывается назад.
Помните, что главное при интерпретации рисунка - это общее впечатление от него. Какие эмоции выражены в нем? Радость, удовлетворенность или
злость, страх, одиночество - что сейчас живет в душе Вашего ребенка? Что он хочет сказать своим рисунком? На втором месте - сюжет, а на третьем - графические показатели: цвет, размер, расположение и нажим.
Автор
Крысанова Светлана Иллюстрации являются собственность автора.
Смотрите также: давать или нет
карманные деньги,
тест PARI,
игры для обучения чтению: слоги.