На днях девушка-подросток, развешивающая одежду в магазине TopShop, сделала мне замечание (точнее, адски нахамила) за то, что я неправильно повесила платье. Из трёх вариантов - нахамить в ответ, расцарапать лицо или попросить жалобную книгу- я выбрала последний.
И первый раз в жизни пошла до конца: то есть взяла книгу, написала отзыв, оставила свой телефон и отказалась ограничиться извинениями. Эксперимент удался: на следующий же день мне позвонила администрация TopShop'а, извинилась и сообщила, что девушке сделан выговор, взята объяснительная, и премию за месяц она не получит. Мне было немного стыдно около минуты: именно столько времени потребовалось, чтобы вспомнить её дикий монолог в мой адрес.
До того книгу отзывов я просила трижды: два раза на почте и один - в ювелирном магазине. И ни разу запись так и не сделала: посылки немедленно нашлись, дополнительное окно приёма открылось, а кольцо стало можно обменять. Стоило взять в пальцы ручку и сделать решительное лицо! Ок, один раз стоило ещё придраться к тому, что в книге нет печати, и сказать что-то типа «я буду жаловаться».
Волшебные свойства «Книги отзывов и предложений» объясняются тем, что это - документ строгой отчётности (в целом о ней можно
здесь почитать, в пункте 15), регистрируется в управе района, вы имеете право писать в неё всё, что захотите, когда захотите и как хотите - без документов, объяснения причин и всего такого - а администрация обязана принять меры в течение двух недель и сообщить вам об этом. Если этого не произойдёт, придётся давать большие взятки инспекторам и детально объясняться перед начальством.
У Общества защиты прав потребителей есть
свой большой сайт с мобильной
версией, которую вы можете добавить в закладки своего мобильного браузера. Там есть не только
закон, на статьи которого вы можете ссылаться прямо в магазине, размахивая телефоном, но и
знаки ухода за одеждой и
список опасных пищевых добавок.
Опыт с TopShop меня так воодушевил, что я изучила свои права и возможности максимально детально. И пожалела, что выкинула проданный мне на днях в «Азбуке вкуса» овсяный кисель Velle, который скис так, что превратился во фруктовую газировку. Это, конечно, не крысиный хвостик - за него я вообще могла бы подать в суд и выиграть несколько сотен тысяч рублей (
вот инструкция). Но в следующий раз открою сайт с iPhone и прочитаю, что делать.
А вы боретесь за свои права потребителя? Или хотя бы знаете их? Расскажите свои истории.