Знай свои права

Dec 05, 2012 13:17


В супермаркете вы споткнулись о стоящую посреди прохода коробку и задели стенд с бутылками. Потянулись за одной коробкой с печеньем, а на вас упали десять, причём половина раскрылась. Расстроившись, пошли за новым платьем, недооценили свой размер, и оно во время примерки треснуло по шву. Пуговицы на кофте были пришиты так плохо, что при попытке расстегнуть их просто отвалились. День не задался, да:)

Ещё больше он не задастся, если на горизонте возникнет кто-то из продавцов или консультантов магазина с требованием немедленно заплатить за испорченный товар. Сколько раз вы поддавались и платили?

Правильный ответ - ни разу. Ни в одном из вышеперечисленных случаев вы не должны платить, и это придумала не я, а российские законы (следует понимать, что в других странах они могут отличаться).

Если вы случайно что-то разбили, сломали или порвали (ключевое слово, конечно, случайно), то на вашей стороне минимум две правды:
  • Товар ещё не оплачен, то есть он продолжает являться собственностью магазина. Согласно Гражданскому кодексу РФ (статья 211), «риск случайной гибели или случайного повреждения имущества лежит на собственнике».
  • Вы повредили вещь случайно, по неосторожности. Имейте в виду, что вы должны доказать, что повредили вещь ненамеренно. Для этого можно сфотографировать повреждённую вещь (разошедшийся шов на платье или пуговицы, слабо пришитые тонкими нитками) или место происшествия (заставленный ящиками проход в супермаркете). Пригодится также поддержка свидетелей происшествия.
    Если вы докажете, что вред причинён вами неумышленно и не по вашей вине, то можете настаивать на применении части 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ

Если вы не вписались в узкий проход между стеллажом и коробками в супермаркете, напомните администации, что проходы между стеллажами должны быть не менее 1,4 метра (уверенно ссылайтесь на ГОСТ 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий»).

Как реагировать на угрозы «Я сейчас вызову полицию!»? Спокойно. Арестовать вас всё равно никто не имеет права. Максимум могут попытаться составить протокол об административном нарушении за мелкое хулиганство, но если вы подробно и рассудительно объясните ситуацию, вряд ли до этого дойдёт.

Кроме того, вы в любом случае не обязаны оплатить испорченный товар на месте. Если вы не согласны с претензиями магазина, оставьте свои координаты (ФИО, адрес, телефон) и порекомендуйте администрации обратиться в суд. Если вы не разбили коллекционные бокалы Swarovski, до этого, вероятнее всего, не дойдёт.

Да и в любом случае, максимум, что вам грозит по итогам суда - постановление о выплате стоимости вещи.

Поэтому не бойтесь отстаивать свои права. Кстати, мне известен случай, когда девушка, сперва заплатившая за случайно разбитую вазу, дома посоветовалась с интернетом и на следующий день вернулась в тот магазин, чтобы ещё раз выяснить все вопросы с администрацией. Деньги ей вернули. Не уверена, что это срабатывает каждый раз, так что просто не доводите до такого: знайте свои права заранее.

Ещё одна интересная тактика - нападение, которая лучшая защита. Про волшебную силу книги отзывов и предложений в этом сообществе уже написано. Не теряйтесь, покупатель прав (если не всегда, то в подавляющем большинстве случаев).

А вы что в таких ситуациях делаете? Протестуете или платите?

ваше мнение, faq

Previous post Next post
Up