СВЕТЛАНА АЛЕКСИЕВИЧ:

Aug 25, 2020 09:48

«В любой момент мне могут постучать в дверь и задержать меня. Нам нужна помощь цивилизованного мира» - говорит Светлана Алексиевич, Нобелевский лауреат по литературе в своем телефонном интервью корреспонденту испанской газеты «Эль Паис» Пилар Бонет.

«Ситуация коренным образом изменилась. На улицы Минска вышли 200 тыс. человек и начались жестокие вещи. Арестованы два члена Координационного Совета и объявлено, что будут уволены все учителя, которые не разделяют взглядов государства, т.е. Лукашенко. Начинается настоящий кошмар. И поскольку члены Координационного Совета объявлены уголовными преступниками, любой разговор с ними журналиста становится опасным.

Когда я увидела президента с автоматом, да еще в сопровождении его 15-летнего сына Коли - а дети всегда заложники родителей - мне показалось, что мы погрузились в бездну безумия. И это ужасно, потому что мы беззащитны.

Мне кажется, наступают очень плохие времена. Не знаю как, но опираясь только на наши внутренние силы, без иностранной помощи, мы не сумеем выйти из этой тяжелой ситуации. Лукашенко уже объявил, что будет продолжать борьбу и что он держит руку на пульсе.

Чего ждать от цивилизованного мира? Чем он может нам помочь? Может быть, воздействуют на Путина? Не знаю. Но оставлять нас одних нельзя. Нам нужна любая помощь передового интеллектуального мирового сообщества.

На вопрос - удалось ли связаться каким либо образом с Путиным, последовал «наивный» ответ: «А как это можно сделать? Они заодно. Лукашенко отказался говорить с французским президентом Эммануэлем Макроном и германским канцлером Ангелой Меркель.»

«Лукашенко намерен задушить движение. Страна разделена. У нашего гражданского общества еще недостаточно сил, чтобы завоевать демократию. А силовые структуры (военные, полиция, госбезопасность), - считает Алексиевич, - выступают вместе».

«Все, чего мы хотели - провести чистые выборы, и пусть в них участвовал бы Лукашенко, но он не хочет диалога ни с нами, ни с обществом. А мы не хотим драки между собой. Власти увидели в этом нашу слабость. Им не понятна наша философия ненасилия, наше стремление к мирным решениям. Лукашенко борется со своим народом.

Обстановка в Белоруссии очень опасная. Она опасна не только для нас, но и для мира. Диктаторы могут взять на вооружение опыт Лукашенко.

Ждать ли нам какой-то помощи из России? Нужна ли России свободная Белоруссия? Хочет ли Россия нашей победы? Если будет победа оппозиции в Белорусе, русские могут спросить самих себя (и они спросят), а почему мы не можем? И они начнут то же самое. Так что тут не о чем говорить. И как бы Лукашенко не ненавидели, для белорусов он свой. Мы хотели найти консенсус, найти президента на переходный период, который бы организовал свободные выборы. Но этого не произошло. Я поняла это, увидев на улицах Минска военную технику. Военные вошли в город».

Алексиевич не намерена уезжать из Белоруссии, но очевидно, что писательница находится под угрозой. Сегодня она живет судьбой своего народа, который, как она говорит, «долго спал», но проснулся и почувствовал свое достоинство. «Я влюбилась в своих белорусов. Это замечательные люди. Но сегодня они оказались в очень трудной ситуации. Они попытаются сделать что-то, но в одиночку им будет очень трудно. Нам нужна помощь, но я не знаю, какая».

террор, власть, свобода, фашизм, Беларусь

Previous post Next post
Up