Vladimir Genin 55m ·
Человек написал через несколько месяцев после начала войны 2022. Не думаю, что сейчас что-то изменилось.
Из моих глубоко субъективных наблюдений следует, что в России преобладают не противники и не сторонники войны. Людей, к ней неравнодушных (неважно, в каком смысле) - относительно немного. Значительное же большинство людей она не интересует. Вот так вот. Она не переживается как нечто, влияющее на жизнь, как трагедия, как катастрофа или хотя бы как нечто, что затрагивает глубинные струны души. Нет. Она - это нечто, идущее где-то там, за горизонтом. Ракеты, взрывы, трагедии, смерти - все это в большинстве своем картинки или новостная строка - как будто речь идет про Африку. В межличностных разговорах тема войны практически не звучит. Даже если речь заходит о дефиците товаров, взлетевших ценах - жалуются на санкции. И крайне редко - о том, что их вызвало. И дело не в том, что люди боятся о ней говорить - нет, люди стараются (и довольно успешно) войну не видеть и не замечать. Как в концлагере: людей на плацу избивают, но заключенные должны делать вид, что они этого не видят.
Дело дошло до того, что в некоторых "провоенных" пабликах авторы жалуются на то, что большого энтузиазма в виде потока добровольцев или пожертвований нет. Как же так - мы тут с нацизмом воюем, освобождаем города - а как-то не видно ликования, мобилизации и сплочения рядов. Но это очень закономерно - двадцать лет в стране старательно насаждались идеи, что никакого активного участия граждан в политической жизни страны не нужно, просто делайте то, что положено, что "наверху виднее". Кто-то в итоге согласился с тем, что интересоваться политикой это стыдное дело (выдает твою глупость, недалекость и непонимание того, что ты - никто и звать тебя никак) - и устранился. Кто-то так старательно отстранялся от власти, которая вызывает отвращение - и "внутренняя Монголия" оказалась настоящими зыбучими песками, поглотившими социальную активность.
Кому-то страшно обо всем этом думать. А кому-то (и это, в общем-то, довольно значительное количество) - просто все равно на страну и какие-то там цели или ценности. Люди руководствуются логикой выживания, а она подразумевает максимально суженный кругозор, сосредоточенность на задачах дня сегодняшнего ("нам бы день простоять, да ночь продержаться"), концентрацию на избегании неудач, а не на достижении успеха, повышенное доверие по отношению к тем, кто обещает избавление, и еще мышление по принципу "лучше синица в руках, чем журавль в небе" (то есть лучше урвать что-то сегодня, не особо задумываясь о последствиях - от репутационных до вполне себе материальных, - чем долго что-то готовить и возделывать). Максимум, что из себя в таком состоянии можно выжать - это "а Баба Яга против!" - и никакой позитивной повестки.
И это не совсем выученная беспомощность, о которой так часто говорят. Это определенная - и эффективная - стратегия существования, которую называют по-разному: "ориентация на данность" (вместо ориентации на новизну), логика выживания (вместо логики развития) и так далее. Энергии и сил много - но они все направлены на то, чтобы остаться на плаву, а когда, вроде бы, опасность миновала - нужно готовиться к новым "наводнениям", а не думать о том, как бы дом построить больше да что передать детям и внукам. История нашей страны за последние сто лет наглядно демонстрирует - ничего существенного из материального вы своим детям и внукам не передадите. Будет или уничтожено, или отобрано, или "просто" пропадет в результате очередных потрясений. А поэтому - живи днем сегодняшним, не смотри по сторонам, амбиций больших не строй, гордость черпай из прошлого, не суй свой нос не в свои дела (а "не свои" - это всё, что не касается вопросов выживания). Выжил, дотянул до... (получки, юбилея, отпуска) - и хорошо. Какая там война... она же не здесь...