Приезжали внучка и сын проведать стариков. После долгого перерыва мы снова сидели все вместе за столом в украшенном осенними красками саду, пили чай, беседовали. В 22 года Алёнушка стала совсем взрослой женщиной, рассказывала о своей работе, о планах на следующие пару лет. Зеленоглазая моя радость...
Я спросил, каким образом происходящее в мире входит в её жизненные планы.
- А как оно может влиять на мои планы?
- Точно не знаю, но так не бывает, чтоб не влияло.
- До сих пор вроде обходило стороной.
- Нет, не обходило. 11 сентября в год твоего рождения исламскими террористами были уничтожены три американских самолёта. Вместе с пассажирами и погибшими в World Trade Center и Пентагоне число жертв составило более трёх тысяч человек. Ты просто не знаешь, как мы жили раньше, - но это событие полностью исказило образ жизни людей.
- В каком смысле?
- Мы жили, не зная страха и подозрений, беззаботно, как птички. Никто не проверял багаж в аэропортах. Нас не заставляли проходить через сканнеры. Ещё не осознавшая ответственности за происходящее в других точках планеты Америка проживала последние дни своей невинности.
- Дед, ты считаешь, Америка обязана вмешиваться во все проблемы в других странах?
- Речь идёт не об обязательствах, а о понимании того, что Зло, если ему активно не противостоять, непременно придёт и в наш дом. Как оно пришло перед твоим рождением.
- Но мы ведь помогаем Украине, поддерживаем Израиль...
- Правда. Помогаем. Поддерживаем. Но не вмешиваемся. Общественное мнение большинства в нашей стране считает, что таким образом мы снижаем опасность Большой Войны.
- А ты не согласен?
- Я не согласен. Невмешательство в конце концов всегда удобряет почву для завтрашнего насилия. А аппетиты Зла растут. В 2023-ем это уже не три тысячи, как в 2011. За 595 дней война в Украине забрала три четверти миллиона жизней с обеих сторон. И нападение Хамаса на Израиль закончится бОльшим списком жертв.
.............
Этого разговора не было на самом деле.
То-есть он был, но - internally, варился у меня в мозгу, когда я слушал Алёнушкины планы увлекательных перспектив non-profits for social change. И думал...
Залитая кровью Украина.
Израиль, втянутый в убийственный круговорот исламского насилия.
Созревшая для нового Холокоста Европа.
Как должна выглядеть social change, чтобы цивилизованный мир научился отстаивать эту свою цивилизацию?
Я не знаю ответа.