Нобелевский лауреат шокировал Запад неполиткорректной расовой теорией.
В Британии разразился скандал, спровоцированный одним из самых известных ученых прошлого века. 17 октября лондонские газеты «Санди таймс» и «Индепендент» опубликовали куски интервью с нобелевским лауреатом Джеймсом Уотсоном. Американский генетик, приехавший в Лондон с публичными лекциями, заявил, что его печалят перспективы Африки. «Вся наша социальная политика основана на том, что их разум такой же, как наш, хотя все проверки говорят, что это не так», - сказал Уотсон. По его словам, существует убеждение в том, что все люди равны, но «те, кто имел дело с черными сотрудниками, знают, что это неправда».
Дальше Уотсон отметил, что не надо дискриминировать тех, кто другого цвета кожи, поскольку и среди них есть талантливые люди, но и не надо продвигать тех, кто не смог добиться успеха на более низком уровне. Он заявил также, что гены, ответственные за интеллектуальное развитие, будут обнаружены в течение ближайших десяти лет. После этого шокированные организаторы лекции Уотсона в Британской музее науки отменили его выступление. Речи нобелевского лауреата оказались слишком провокационными.
Циничный взгляд на произошедшее заключается в том, что профессор Уотсон старый, и ему все равно, что говорить на публике. Ему действительно 79 лет, что весьма немало даже по меркам Америки, где живут долго. Активная деятельность Уотсона уже закончилась, он занимает почетный «пенсионный» пост в частном некоммерческом исследовательском институте. Если он потеряет свое кресло, ничего особенно страшного не случится. Карьеру он сделал блестящую, Нобелевскую премию получил в 34 года, в далеком уже 1962 году, после чего заработал репутацию «Эйнштейна от генетики» и, если не гения, то живого классика. Теперь же, дескать, когда его земная биография подходит к концу, он решил не обращать внимания на общественные табу, запрещающие публично обсуждать межрасовые различия.
Если бы на месте Уотсона такие скандальные речи позволил себе какой-нибудь другой видный ученый, например, физик или математик, ситуация была бы куда проще. Но Уотсон - биолог, и свою нобелевку он получал за открытие структуры ДНК (вместе с британцами Криком и Уилкинсом). И потому его слова о том, что генетика когда-нибудь докажет различия в интеллектуальном уровне между представителями различных рас, внешне выглядят неким «прогнозом специалиста». Спорить тут с Уотсоном бессмысленно, достаточно лишь напомнить, что до сих пор ничего подобного обнаружено не было. Цвет кожи, особенности внешнего вида, определенные различия в физиологии и даже несколько различные реакции на медицинские препараты - все это зафиксировано, но генетической связи между расой и уровнем интеллекта не замечено.
С другой стороны, дело, возможно, не в почтенном возрасте Уотсона. Судя по всему, характер у великого ученого не сахар, он и раньше отличался резкими высказываниями. Но до сих пор его ядовитые реплики все же как-то обходили самые чувствительные для западного общества темы, поэтому все можно было списывать на эксцентричность и желчность нобелевского лауреата. Так, лондонская «Гардиан» за день до скандальной публикации в «Санди таймс» поместила большой материал о Джеймсе Уотсоне. Материал был скорее рекламного характера (в нем упоминалась продающаяся сейчас книга мемуаров американца), но цитаты, помещенные в тексте, рисовали образ весьма прямого пожилого джентльмена, который не считает, что ради вежливости надо жертвовать тем, что он считает истинным.
«Он гордится тем, что высказывается открыто», - написал об Уотсоне автор статьи в «Гардиан» Джон Крейс. Он, в частности, приводит следующий пассаж великого биолога: «Если у кого-то не работает печень, мы возлагаем ответственность на гены. А если у кого-либо мозг не работает как надо, мы виним школу. В действительности более человечным было бы считать, что это обусловлено генетически... Если вы принимаете, что люди - это продукт эволюции, то вы должны непредубежденно подходить к истине. Нравится это нам или нет, но несправедливая дискриминация существует... В конце концов мы поможем тем, кого мы дискриминируем, если мы попытаемся узнать о них больше. Генетика создаст мир, который будет сочувствовать неудачникам».