+
В последние дни набирает обороты скандал с запретом на безвизовый въезд в РФ негражданам стран Прибалтики, рождённых после 1992 года. Ситуация вполне в духе современной российской правовой практики: существует реальная юридическая неувязка, на которую долгое время закрывают глаза, а потом внезапно "вспоминают" и начинают срочно её воплощать в жизнь, но не объявляя об этом открыто, а просто обрушивая всю тяжесть закона на не ожидающих подвоха людей.
На этот раз под раздачу
попала студентка третьего курса Московского института культуры Оксана Карая, которую депортировали из Домодедово из-за отсутствия визы. После того, как этот случай был замечен прессой в посольстве РФ в Латвии соблаговолили дать
разъяснение, подтверждающее факт запрета. Наблюдатели увязывают его с недавним визитом в Латвию вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, а власти прибалтийских стран уже вовсю
приветствуют решение Москвы.
Степень маразма запредельная. Российские чиновники, по сути, закрывают чуть ли не последнюю льготу для русских неграждан Прибалтики и, что самое горькое, они бьют именно по молодёжи, с которой, по логике, должны были связывать главные надежды по сохранению влияния в регионе. В то время, как посольство США в Латвии
начинает использовать русский язык в соцсетях, а латышские общественные деятели
призывают "бороться за русских"
по примеру своих эстонских коллег.
Похоже, Запад положительно оценил опыт создания "русскоязычных украинцев" - людей, существующих в русской культуре, но лояльных стране проживания вплоть до открытой русофобии, - и теперь расширяет программу на другие постсоветские страны со значительной долей русского населения. Зачем полностью подавлять русскую культуру и вызывать отторжение, если можно оставить какие-то символические права на "бытовой язык", укрепляя при этом политическую лояльность стране проживания?
Но ключевой элемент этой стратегии - её поддержка со стороны Москвы. Ведь сопротивляться давлению внешней среды и сохранять надежду на русское возрождение можно до тех пор, пока остаётся хотя бы малейшая вероятность того, что Россия пусть и в нынешнем её виде ещё не полностью "закуклилась" и способна если не вернуться на путь возрождения, то хотя бы прийти на помощь в трудный час. И сталкиваясь с открытым отторжением со стороны Москвы в лице её официальных структур, люди вольно или невольно приходят к мысли, что сопротивление бессмысленно, что Москва не только не поможет, но и не побрезгует оттолкнуть и даже унизить.
Деморализующий эффект от подобных инцидентов колоссален! Особенно когда он сопровождается бесстыдным улюлюканьем в СМИ и в интернете в духе "никто никому не должен" и "сами, всё сами". Если столкновение с госструктурами рождает неприятие государства РФ, то столкновение с подобным осуждением со стороны проплаченных или вполне себе искренних "доброжелателей" рождает разочарование в русском народе, в его способности сохранить хотя бы элементарные человеческие ценности, не говоря уже о какой-то национальной солидарности.
Создаётся впечатление, что полное и окончательное закрытие "русского вопроса" вне РФ - часть обязательств, которые взял на себя Кремль перед Западом в обмен на обещание "сильно не щемить". Нет смысла повторять, насколько беспочвенны эти посулы. Запад не позволит сохранить очаг русской культуры даже в границах РФ, и Москва своими предательскими действиями только готовит почву для своего же уничтожения.
Но осознание этого не меняет общей ситуации. А ситуация такова, что без появления какого-либо реального центра притяжения, неважно, государственного или нет, без какой-либо структуры и авторитетных лидеров, способных последовательно отстаивать русские интересы, даже если это входит в противоречие с официальной политикой Москвы, русское движение перспектив не имеет и просто понемногу растворится в рутине по мере того, как и нынешние немногочисленные активисты, устав от бесплодной борьбы с предательством и равнодушием, "выйдут из игры". Иногда в буквальном физическом смысле.
Надежда пока ещё остаётся. Но чем дальше, тем меньше точек опоры, на которой её можно основывать. К сожалению.