Дом Зингера повлиял на образ торгового дома Петербурга. Эффектная композиция с башней на углу использовалась в дальнейшем другими архитекторами, хотя, как мы видели в Хельсинки она уже была применена.
Акционерная компания Зингера была преуспевающей и имела торговые дома по всему миру. Хозяин фирмы при проектировании своего торгового дома в Петербурге поставил два условия: дом должен был быть небоскребом и в нем должны были быть лифты. К счастью, архитектор Павел Сюзор уговорил сделать еще и лестницы, потому что, как известно: лифт - символ прогресса, но где вы видели, чтобы ломались лестницы ? С небоскребом было еще сложнее, построить офис как в Нью-Йорке было нереально из-за высотного регламента . В соответствии с императорским указом предельная высота жилых частных зданий определялась в 11 саженей, что равнялось 23.47 метров. Альтернативный участок в Лахте никто не предложил и Зингер, раздосадованный, даже хотел отказаться от строительства здания в Петербурге, однако архитектор нашел копромисс: он построил здание в 6 этажей, но мансарда и, главное, башня, делали его зрительно выше прочей застройки. Башня к тому же была стеклянной и зрительно легкой и невесомой.
На самом деле, когда ты попадаешь на крышу дома и особенно в стеклянный глобус, то понимаешь, насколько ты находишься выше. Посещение чердака дома Зингера удивляет еще двумя вещами: предельной продуманностью коммуникаций и их эстетичностью. Признаться, я видела до этого только запыленные чердаки с трубами, обмотанными рваными тряпками и черт те чем, тут же было ощущение, что попала на подводную лодку. Винты, заклепки, все сделано на века и подогнано так, что должно служить верно. Во дворе сделаны специальные снегосборники на водосточных трубах, кроме того крыша очищалась от снега при помощи пара. Лестница , ведущая в шар с кружевными чугунными ступенями, так красива (хотя туда поднимался только обслуживающий персонал), что понимаешь суть эпохи модерна: эстетично должно быть всё !
Итак за два года с 1902 по 1904, здание выросло, вознесся стеклянный купол диаметром в 2.8 метра, который усердно поддерживают две дамы, символизирующие мореплавание. Шар - символ дома Зингера, напоминал о мировом размахе фирмы.
Поскольку здание строилось в разгар моды на модерн, то оно стало ярким образцом стиля. Как мы увидим ниже, Дом Зингера скорее похож на французские универмаги времени модерна, чем на американские небоскребы.
Здесь применен впервые в России металлический каркас в виде конструкций, но фасад пока облицован камнем и богато декорирован. Растительные мотивы прослеживаются в орнаменте из кованой бронзы, фасад украшен масками и скульптурой А.Г. Адамсона и Л. А. Обера.
Символические скульптуры "Прогресс" и "Швейная промышленность" в виде валькирий держат в руках одна- веретено и швейную машинку,
а другая - гарпун.
Позднее появился на куполе американский орел, это случилось, когда нижний этаж был сдан под консульство США.
Композицию с башней на углу выбрали архитекторы еще для двух торговых домов Петербурга.
Бывший торговый дом Гвардейского экономического общества, заложен в 1908, архитекторы Эрнест Виррих и Степан Кричинский при участии Н. Васильева, И. Падлевского, Б. Боткина. На здание был изначально объявлен конкурс, в котором участвовали 25 авторов, Виррих занял четвертое место. Комиссия во главе с Отто Вагнером, отцом венского Сецессиона, не приняла окончательного решения и Вирриху было поручено создать нечто на основе лучшего из проектов. Здание получилось суховатым, но гармонично прорисованным, у него хорошие членения фасада, легкие отсылки к питерскому классицизму, этот стиль, так хорошо представленный в городе часто "поправлял" следующие проектные решения и влияет до сих пор. Шпиль был украшен восьмиконечной звездой, в советские годы замененной на пятиконечную, а в ходе реконструкции снова на изначальную.
Открытие дома случилось 7 декабря 1909, здание было построено в короткие сроки, за 8 месяцев. При строительстве был применен железобетон, тогда это было новаторским решением.
Декор на стенах в виде знамен и шапки и посоха Гермеса отражает как предназначение здания, так и профессию заказчика.
Украшением здания является просторный и светлый атриум. Здание строилось в два захода, первой очереди явно не хватило для размаха торговой деятельности Гвардейского общества и позднее был пристроен второй такой же зал.
Дом "С. Эсдерс и К. Схефальс»на набережной Мойки, угол Гороховой. Бельгийский предприниматель и его племянник владели европейской торговой сетью. Универмаг, открылся в 1907 году и назывался "У Красного моста". Сам управляющий Карл Сфехальс жил на верхнем этаже.Помимо всего в здании размещались швейные мастерские, основатель дома начинал свою деятельность с швейной фабрики.
А построено оно было по проекту архитекторов К. Н. де Рошефора и В. А. Липского.
Фото Карла Буллы, 1910 год.
С самого начала это был полноценный универмаг, где под одной крышей можно было купить все, и одежду и обувь и галантерею.
Здание выполнено с применением металлического каркаса и большим количеством стекла, этот стиль называли "Чикагским".
Для сравнения : магазин Эсдерса в Париже.
Магазин Эсдерса в Лионе.
Итак, напоследок немного парижского. Пройдемся по улице Реомюр. Промышленные здания здесь совсем не скучны, они прекрасно построены, камень здесь уступает дорогу стеклу и металлу. Мягкие кривые линии сглаживают прямизну. Так же, как у Эсдерса производство могло сочетаться с "шоу-румом" на первых этажах. Череда этих прекрасных зданий украшает 2 и 3 аррондисманы Парижа.
Оформление витрин парижских магазинов в стиле арт нуво.